Сегодня
в 14:00 в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открывается выставка
"Гармония стиля в архитектуре. Рисунки и чертежи Джакомо Кваренги
из Муниципальных собраний Италии". В отличие от прежних выставок,
посвященных выдающемуся архитектору времен Екатерины Великой, нынешняя
лишена той монументальности, которую обычно связывают с именем итальянского
зодчего. Она не только знакомит с архитектурными разработками Кваренги,
среди которых Эрмитажный театр, Юсуповский дворец, Смольный институт
и другие, но и дает возможность оценить его мастерство графика и скетчиста:
помимо архитектурных проектов на ней можно увидеть быстрые зарисовки
видов Петербурга и его окрестностей, быстрые зарисовки отделки интерьеров,
а также разнообразных предметов прикладного искусства.
Кваренги попал в Россию в 1780 году в возрасте тридцати шести лет. Только
в Санкт-Петербурге и окрестностях по его проектам было возведено около
40 сооружений. Помимо них он строил дворцы и усадьбы по всей России:
в Москве, Центральной России, на Украине и Прибалтике. Кваренги был,
как говорят сейчас, модным архитектором, т.е. каждый "уважающий
себя" русский аристократ считал своим долгом построить дом по его
проекту.
Во время пребывания в России Кваренги отправлял своим друзьям в Италию
наброски своих архитектурных проектов, рисунки с видами Петербурга и
других мест. Часть своих рисунков он вывез в 1810 году, во время своей
единственной поездки на родину. Часть, вероятно, смогли вывести его
вдова и сын, покинувшие Россию в 1817 году после его смерти.
Большая часть графики Кваренги хранится сейчас в итальянских музеях
и библиотеках. На нынешней выставке можно увидеть около 130 зарисовок,
этюдов и набросков из собрания Миланского Музея Костелло Сфорцеско и
Городской библиотеки Анджело Маи в Бергамо.