Ленин
в Африке никогда не был. Африка - не континент. Небо есть не только
над Берлином. Доказать это решили немецкие фотографы Вольфганг Мюллер
и Штеффен Ротер, фотовыставка которых открыта в галерее журнала "НоМИ".
С первого взгляда на снимки начинаешь подозревать, а Петербург ли на
них? Местные ли это - бритоголовые скинхеды, смеющиеся тинейджеры, крутые
мужики на классных тачках и роскошные красотки? Не последняя ли гримаса
капитализма - спящие на чердаках подростки, "ночные бабочки",
прихорашивающиеся поутру, парни и девчонки, тусующиеся на убогой кухне.
Комментарии заверяют: оба проекта были сделаны во время пребывания авторов
в Петербурге. Оба немецких фотографа постарались отразить "странную"
жизнь на обочине общества. Только подошли они к этому по-разному.
Ленина на снимках Ротера нет, а Африка есть. Только не континент, а
человек - художник Сергей Бугаев. Случайно прочитав статью о питерских
авангардистах Курехине и Африке в немецком журнале "Kunst",
Ротер попал под обаяние странного утверждения "Ленин - это гриб",
высказанного в начале 90-х создателем "Поп-механики". И захотел
попасть в тот город, где живут необычные персонажи, способные на столь
абсурдистские высказывания. Попав в Питер, он стал планомерно фиксировать
повседневность, уклоняющуюся от принятых норм. Странное - в привычном.
Найти это было несложно, тем более, что Ротер сразу попал в художественную
тусовку, участники которой не особо разделяли жизнь и искусство. Все
едино - экстравагантные женщины в белых панталонах на фоне осыпающихся
розовых стен, цветы и блестящая мишура на водопроводных трубах, картины,
перья, вертолет в небе и самолетик на коллаже эпатажного Тимура Новикова.
Чуть позже Ротер понял, что странны не только художники, но и экскурсоводы,
портные, девушки в салонах красоты, уличные музыканты и инженеры. Все
они стали героями проекта "Ленин в Африке" - "сумасшедшего
дома, полного безумцев", как сказала о России одна из его моделей.
Вольфганг Мюллер необычного не искал по той простой причине, что оно
уже было ему дано в виде моделей его фотографий. На его снимках - мир
обитателей чердаков и подвалов, наркоманов, бездомных, проституток.
Но это не взгляд репортера. Персонажи его снимков живут в привычном
ритме, где есть время спать, любить, есть пельмени, смеяться, пить,
прихорашиваться. Не кромешный ад, но один из возможных миров. Сами тинейджеры,
разрешившие демонстрировать их снимки в галерее, взгляды Мюллера вероятно
разделяют.