Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

28.06.2003
Выставки

Эрмитаж отвернулся от живописи и вгляделся в фотографию
[Максим Райскин, "Вечернее время"]

Альфред Штиглиц - Джорджия ЭнгельхардЭрмитаж продолжает удивлять. Вслед за выставками Энди Уорхола и Луизы Буржуа в залах на первом этаже, среди наскальных надписей, финно-угорских городищ и сарматских могильников, выставлено нечто настолько ультрасовременное, что до сих пор, учитывая общероссийскую музейную практику, в Эрмитаже нельзя было представить себе ни при каких обстоятельствах. Выставка "Вглядываясь в фотографии" привезена из нью-йоркского Музея Современного Искусства (МоМА) и призвана продемонстрировать очередное ноу-хау в экспозиционной политике Эрмитажа. Пока, увы, только внешней.
Сделать выставку, посвященную истории мировой фотографии с возникновения и до наших дней, вещь столь же неосуществимая, как и идея сделать выставку посвященную, скажем, истории живописи.125 снимков, за каждым из которых стоит эпоха, не составляют и одного процента из коллекции МоМА. Среди имен только классики и супер-классики. В итоге, стоя перед "Сбором на демонстрацию" Александра Родченко, единственного русского, представленного на выставке, неизбежно думаешь, что за кадром остались и Эль Лисицкий, и Аркадий Шайхет, и Борис Игнатович. Глядя на "Женщину в черном платье" Ирвинга Пенна неизбежно вспоминаешь "Платье из белой органзы" Реги Реланг, моделей Вилли Мэйвальда, Норберта Леонарда и еще двадцати менее известных фотографов, снимавших моду в 40-х - 50-х. А снимок Синди Шерман непонятно почему воскрешает из памяти именно Нан Голдин, а не Вольфганга Тильманса или Юргена Теллера, как хотелось бы. Результат достигнут - духи отсутствующих на выставке фотографов населили Эрмитаж в не меньшей степени, чем присутствующих на ней.
Впрочем, надо отдать должное. Энциклопедической полноты никто не обещал, по той, хотя бы, простой причине, что книга Джона Жарковского "Вглядываясь в фотографии", экспозиционным воплощением которой выставка и является, была написана в 1973 году, и даже во время своего создания не претендовала на систематичность и полноту. Своего рода музейный отчет о лучшем, что удалось собрать МоМА за сорок лет существования отдела фотографий. Не более и не менее. Книга, благодаря эрудированности и литературному таланту автора, имела большой успех на Западе в 70-х, а на русском появилась впервые спустя 30 лет в амплуа каталога Эрмитажной выставки, приуроченной к 300-летию Петербурга. "Подарок" получился внушительный. "Вглядываясь в фотографии" без зазрения совести можно назвать одной из самых эпохальных фотографических выставок в Петербурге за последние 100 лет, наряду с другим американским презентом к юбилею - "Чудесами фотографии" родоначальника цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского в Русском Музее.
В Эрмитаже к подарку относятся бережно и даже создали в залах специальную систему кондиционирования воздуха. Система служит не столько целям успокоения мятущихся духов отсутствующих на выставке фотографов, сколько сохранности "жемчужин", вошедших в книгу Жарковского, расширенную шедеврами современных авторов - вышеупомянутой Синди Шерман, Лукаса Самараса, Дэвида Хокни, Тины Барни и других. Время вглядываться в фотографии наступило в Эрмитаже надолго: в созданном микроклимате можно и в дальнейшем культивировать фотовыставки.
Хотя и предположение относительно духов исключить нельзя. Присутствующие на вернисаже журналисты всячески пытали Михаила Пиотровского, а когда же у нас будет не только своя система кондиционирования временных выставок, но и постоянная фотографическая экспозиция. Директор Эрмитажа отвечал уклончиво, ссылаясь на то, что есть в МоМА и в Метрополитен музее, того нет в Лувре. Тем не менее, однозначного ответа относительно фотографических планов не дал. Возможно, просто недооценил мощь духов, вызванных Жарковским.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100