Эрмитаж
продолжает удивлять. Вслед за выставками Энди Уорхола и Луизы Буржуа
в залах на первом этаже, среди наскальных надписей, финно-угорских городищ
и сарматских могильников, выставлено нечто настолько ультрасовременное,
что до сих пор, учитывая общероссийскую музейную практику, в Эрмитаже
нельзя было представить себе ни при каких обстоятельствах. Выставка
"Вглядываясь в фотографии" привезена из нью-йоркского Музея
Современного Искусства (МоМА) и призвана продемонстрировать очередное
ноу-хау в экспозиционной политике Эрмитажа. Пока, увы, только внешней.
Сделать выставку, посвященную истории мировой фотографии с возникновения
и до наших дней, вещь столь же неосуществимая, как и идея сделать выставку
посвященную, скажем, истории живописи.125 снимков, за каждым из которых
стоит эпоха, не составляют и одного процента из коллекции МоМА. Среди
имен только классики и супер-классики. В итоге, стоя перед "Сбором
на демонстрацию" Александра Родченко, единственного русского, представленного
на выставке, неизбежно думаешь, что за кадром остались и Эль Лисицкий,
и Аркадий Шайхет, и Борис Игнатович. Глядя на "Женщину в черном
платье" Ирвинга Пенна неизбежно вспоминаешь "Платье из белой
органзы" Реги Реланг, моделей Вилли Мэйвальда, Норберта Леонарда
и еще двадцати менее известных фотографов, снимавших моду в 40-х - 50-х.
А снимок Синди Шерман непонятно почему воскрешает из памяти именно Нан
Голдин, а не Вольфганга Тильманса или Юргена Теллера, как хотелось бы.
Результат достигнут - духи отсутствующих на выставке фотографов населили
Эрмитаж в не меньшей степени, чем присутствующих на ней.
Впрочем, надо отдать должное. Энциклопедической полноты никто не обещал,
по той, хотя бы, простой причине, что книга Джона Жарковского "Вглядываясь
в фотографии", экспозиционным воплощением которой выставка и является,
была написана в 1973 году, и даже во время своего создания не претендовала
на систематичность и полноту. Своего рода музейный отчет о лучшем, что
удалось собрать МоМА за сорок лет существования отдела фотографий. Не
более и не менее. Книга, благодаря эрудированности и литературному таланту
автора, имела большой успех на Западе в 70-х, а на русском появилась
впервые спустя 30 лет в амплуа каталога Эрмитажной выставки, приуроченной
к 300-летию Петербурга. "Подарок" получился внушительный.
"Вглядываясь в фотографии" без зазрения совести можно назвать
одной из самых эпохальных фотографических выставок в Петербурге за последние
100 лет, наряду с другим американским презентом к юбилею - "Чудесами
фотографии" родоначальника цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского
в Русском Музее.
В Эрмитаже к подарку относятся бережно и даже создали в залах специальную
систему кондиционирования воздуха. Система служит не столько целям успокоения
мятущихся духов отсутствующих на выставке фотографов, сколько сохранности
"жемчужин", вошедших в книгу Жарковского, расширенную шедеврами
современных авторов - вышеупомянутой Синди Шерман, Лукаса Самараса,
Дэвида Хокни, Тины Барни и других. Время вглядываться в фотографии наступило
в Эрмитаже надолго: в созданном микроклимате можно и в дальнейшем культивировать
фотовыставки.
Хотя и предположение относительно духов исключить нельзя. Присутствующие
на вернисаже журналисты всячески пытали Михаила Пиотровского, а когда
же у нас будет не только своя система кондиционирования временных выставок,
но и постоянная фотографическая экспозиция. Директор Эрмитажа отвечал
уклончиво, ссылаясь на то, что есть в МоМА и в Метрополитен музее, того
нет в Лувре. Тем не менее, однозначного ответа относительно фотографических
планов не дал. Возможно, просто недооценил мощь духов, вызванных Жарковским.