Дело
Бакунина, умершего от передозировки крови молодых девиц, победить
не победило, но жить продолжало еще долго. Радикализм российского
человеческого эксперимента не чурался мелких прививок природе, но
речь, шла о большем, чем открытие секрета вечной молодости. Главной
затей было объявлено – выведение новой породы людей. Так что фантасмагории
Булгакова – не вполне фантасмагории, в них – пульс времени. Доказывает
это – новый фильм Евгения Юфита, который не только стилизует местами
документальное кино, но опирается на научные и архивные разыскания,
в том числе – кино- и фото-документы.
Сюжет, впрочем, достаточно архетипичен – так начинаются и детские
страшилки, и детективы, и ужастики: Получив солидную премию, известный
живописец покупает загородный дом – окруженную тайнами и зловещими
слухами деревенскую хибару. Дети художника находят в подвале старые
тетради, дневники, официальные отчеты и рулоны кинопленки. Все что
следует далее – так же похоже на вполне нормальный психологический
триллер. Напряжение поддерживается ожиданием развязки, неожиданным
появлением новых действующих лиц, а саспенс провоцирует прогрессирующее
психическое недомогание героя. Художник начинает расследование. Выясняется,
что архив оставлен здесь в тридцатых, пропавшим участником некого
"научного" эксперимента, задача которого состояла в скрещивании
человека и обезьяны. Фактическая и визуальная сторона эксперимента
настолько впечатляюща и убедительна, что овладевает живописцем всецело.
Больше уже ничто не занимает его мыслей так, как новая, антидарвинистская
концепция происхождения человека. Психиатр бессилен помочь герою и
в какой-то момент становится ясно, что страшного конца ему не избежать
– от прошлого своей страны, как и от прошлого своего вида, излечиться
невозможно.
От знаменитой стилистики "некрореализма", отцом-основателем
коей является Юфит, в "Прямохождении" уже почти не осталось
внешних выразительных деталей. Ни тебе трупаков, гниющих на фоне природы
и постепенно сливающихся с ней, ни немых оргий, - разве что мелькают
там-сям стайки голых мужиков. Но главное – жизнеутверждающий пафос,
апология нелегкого, требующего отречения от своего я, а потому и безграничного
счастья – никуда не делись. Они неистребимы даже в том случае, если
талантливый художник оказывается потерянным для общества.
"Прямохождение"
Россия-Нидерланды, 2005, 90 минут
Режиссер, оператор, художник – Евгений
Юфит
В ролях – Виктор Михайлов, Елена Сапожинская,
Николай Мартон, Алексей Тарасов, Валерий Криштапенко, Станислав Илюхин
В Москве в "Пяти звездах на Новокузнецкой"
В Петербурге – в "Доме кино"