Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture
 

28.06.2005
Кино и видео

Некрореализм поднимается на ноги
[Андрей Кудряшов]

Евгений Юфит "Прямохождение"Дело Бакунина, умершего от передозировки крови молодых девиц, победить не победило, но жить продолжало еще долго. Радикализм российского человеческого эксперимента не чурался мелких прививок природе, но речь, шла о большем, чем открытие секрета вечной молодости. Главной затей было объявлено – выведение новой породы людей. Так что фантасмагории Булгакова – не вполне фантасмагории, в них – пульс времени. Доказывает это – новый фильм Евгения Юфита, который не только стилизует местами документальное кино, но опирается на научные и архивные разыскания, в том числе – кино- и фото-документы.
Сюжет, впрочем, достаточно архетипичен – так начинаются и детские страшилки, и детективы, и ужастики: Получив солидную премию, известный живописец покупает загородный дом – окруженную тайнами и зловещими слухами деревенскую хибару. Дети художника находят в подвале старые тетради, дневники, официальные отчеты и рулоны кинопленки. Все что следует далее – так же похоже на вполне нормальный психологический триллер. Напряжение поддерживается ожиданием развязки, неожиданным появлением новых действующих лиц, а саспенс провоцирует прогрессирующее психическое недомогание героя. Художник начинает расследование. Выясняется, что архив оставлен здесь в тридцатых, пропавшим участником некого "научного" эксперимента, задача которого состояла в скрещивании человека и обезьяны. Фактическая и визуальная сторона эксперимента настолько впечатляюща и убедительна, что овладевает живописцем всецело. Больше уже ничто не занимает его мыслей так, как новая, антидарвинистская концепция происхождения человека. Психиатр бессилен помочь герою и в какой-то момент становится ясно, что страшного конца ему не избежать – от прошлого своей страны, как и от прошлого своего вида, излечиться невозможно.
От знаменитой стилистики "некрореализма", отцом-основателем коей является Юфит, в "Прямохождении" уже почти не осталось внешних выразительных деталей. Ни тебе трупаков, гниющих на фоне природы и постепенно сливающихся с ней, ни немых оргий, - разве что мелькают там-сям стайки голых мужиков. Но главное – жизнеутверждающий пафос, апология нелегкого, требующего отречения от своего я, а потому и безграничного счастья – никуда не делись. Они неистребимы даже в том случае, если талантливый художник оказывается потерянным для общества.

"Прямохождение"
Россия-Нидерланды, 2005, 90 минут
Режиссер, оператор, художник – Евгений Юфит
В ролях – Виктор Михайлов, Елена Сапожинская, Николай Мартон, Алексей Тарасов, Валерий Криштапенко, Станислав Илюхин

В Москве в "Пяти звездах на Новокузнецкой"
В Петербурге – в "Доме кино"



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2021
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100