"Жизнь
– скоротечна, искусство – медленно", - писал швейцарский писатель
и художник Йохан Хайнрих Фуссли в XVIII веке. Не знаю, как в плане
жизни, но сказать то же об искусстве три века спустя никак нельзя.
Современное искусство, не требует длительного разглядывания, наоборот
– существует только в момент мгновенного, как укол булавкой, взгляда.
Глянул, прочитал подпись под картинкой, понял идею, пошел дальше.
Где угодно, но только не на выставке "Slow art", открытой
до 6 ноября в дюссельдорфском музее Кунст Паласт. У нее и название
соответствующее – "медленное искусство".
Фольклор и традиция – тормоза современности
"Slow
art" – это выставка современного искусства Нидерландов и Фландрии.
38 художников, живопись, инсталляции, видео, фото, скульптура, перформанс,
натюрморты, ландшафты, портреты – всего не перечислишь. Рядом с произведениями
звезд и классиков жанра вроде Марлен Дюма, Люка Тюйманса, Яна Фабра,
Вима Дельвуа и Ринеке Дикстра работы более молодых, не так известных,
но от этого не менее интересных художников.
Работы объединяет какая-то совершенно потусторонняя медитативность,
что, вероятно, является голландско-фландрской национальной особенностью.
Можно без конца разглядывать голландские изразцы, которыми украшена
как будто привезенная из парка развлечений самая настоящая "Карусель"
Карстена Холера. Сам сюжет (карусель) и намеренный ретро мотив, в
котором она выполнена, возвращает зрителя в детство, когда дома казались
огромными, а время таким же медленным, как в песочных часах.
Точно также можно бесконечно наблюдать отход поезда на мониторе, рамкой
которого служит фотография, на которой издевательски запечатлен холст
на подрамнике. Монитор при этом, выполняет роль хоста – таким образом
Гер Ван Элк, одновременно говорит последнее адьё традиционной голландской
ландшафтной живописи, и тут же возвращает ее снова, в качестве видео.
Вообще, национальная художественная традиция обыгрывается в той или
иной форме во всех работах, что, впрочем, не является единственным
способом затормозить ускоряющуюся современность.
Жизнь после смерти
Смерть
– модус существования, в котором время отсутствует по определению.
"Мясной ком" Яна Фабра, спрессованный из мертвых жуков,
или чучело мертвой лошади Берлинды Брюйкере тоже не обошлись без исторических
коннотаций. Коллективное тело инсектов своей формой и пропорциями
отсылает к забитым волам Рембрандта. А лошадь Брюйкере – к натюрмортам
голландского живописца XVII века Абрахама Хендрикса.
Мертвая лошадь, в представлении художницы – это такое тело без органов.
Ни глаз, ни копыт, ни хвоста. Идея лошади, а не лошадь. Лучший способ
свести счеты с жизнью и с временем. В конце концов, после смерти лошади
всегда остается идея лошади, а после смерти художника – его работы,
которые можно бесконечно долго рассматривать.
Египет нам поможет
Другие
художники, стремясь замедлить время, прибегают не к историческим или
фольклорным, но к риторическим или даже мифологическим приемам. Так
Тьерри де Кордье – согласно его собственному определению, мыслитель,
живописец фасадов, сортировщик картошки, садовник, монах, поэт, философ,
улучшатель мира, ночной сторож – создал огородное пугало "Гроза
птиц. Хранитель моего огорода". Пугало несет на груди деревянную
балку на которой значится " Мне абсолютно нечего делать с ХХ
веком" и само выглядит то ли как египетский бог Гор, то ли как
гибрид человека и птицы.
В Древнем Египте, как известно жизнь после смерти не прекращалась,
а переходила в новое измерение и, соответственно, обладала гораздо
большей длиной. Эту "египетскую" вневременность можно обнаружить
и в других работах. Например, в "Автопортрете" Марка Мандерса,
больше похожем на какое-то ритуальное захоронение, чем на портрет.
Или в объектах Карло Мистиаена, который соорудил из чашек и салфеток
подобие двух мумий смеющихся друг над другом.
История, которую ты продолжаешь
Перечень
стратегий, каким образом можно замедлить время или задержать зрителя
около работы, при желании можно продолжать дальше. Основной же метод
один – нужно сделать время содержанием работы. Не удивительно, в этом
смысле, что выставка открылась в Музее одновременно с большой ретроспективой
голландской живописи XVI – XVIII веков "Праздник живописи".
Теоретически и организационно, если не считать "единства места",
где выставки демонстрируются, "Slow art" и "Праздник
живописи" никак между собой не связаны. Однако, фактически "Медленное
искусство" представляет собой художественно-историческую рефлексию,
а зрителю предоставлена возможность –сопоставлять, оценивать или даже
развивать и трансформировать содержание работ современных художников
в соответствии с тем, что он видел этажом ниже.
Искусство, как известно, не рождается в пустом пространстве. Хотя
специально, о какой-то особой голландско-фландрской идентичности речь
не идет. Да и о каком "единстве места" можно говорить в
объединенной Европе, к тому же если большинство художников известны
далеко за пределами Голландии и Бельгии. Вместо этого зрителю предлагается
другая идентичность – идентичность времени. Речь идет, прежде всего,
о преемственности, об искусстве, которое, по выражению художественного
критика Роберта Хугха, "содержит время как ваза воду". Современность
дарит нам эту возможность: ты есть не то место, где ты живешь, но
та история, которую ты продолжаешь.