Пока
министр внутренних дел Отто Шили принимает решение использовать военные
вертолеты для борьбы с граффитистами, а Бундескриминаламт создает
базу данных "почерков" спрееров, в Гамбурге открылась необычная
выставка политического граффити "Предпочтения избирателей и предвыборное
искусство - маленькая месть суверена" (Waehlergunst und Waehlerkunst
- Die kleine Rache des Souveraens). На открывшейся незадолго до выборов
выставке можно увидеть полную палитру портретов немецких политических
деятелей последних десятилетий, "доведенных до кондиции"
граффитистами.
Вилли
Брандт с макияжем вампира, Франц Йозеф Штраус "загримированный"
под Гитлера, Хельмут Коль с губами, раскрашенными губной помадой,
Герхард Шредер с носом клоуна, звезда немецкой политической сцены
этого года Ангела Меркель, изуродованная до неузнаваемости. Франц
Кристиан Гундлах, сделавший себе имя как фотограф, снимающий для модных
журналов, фотографирует предвыборные плакаты с середины семидесятых
годов. Теперь, по его мнению, настало время показать их широкой публике.
Сейчас, по мнению Гундлаха, по его коллекции можно судить как изменился
политический климат в Германии за последние 30 лет.
Самой
впечатляющей, по мнению 79-летнего Гундлаха, была предвыборная борьба
между Вилли Брандтом и Райнером Барцелем в 1972 году. Брандту (SPD),
всю свою жизнь поносимому консерваторами, досталось и во время предвыборной
кампании. На антирекламном плакате, спонсированном судя по всему CDU,
неизвестный дорисовал ему зубы вампира. В свою очередь досталось и
консерваторам – по воспоминаниям Гундлаха, он фотографировал множество
плакатов, на которых Францу Йозефу Штраусу (CDU) были подрисованы
усы и брови а ля Гитлер, не говоря уже о приветственном жесте, характерном
для вождя национал-социалистов.
О предвыборных кампаниях последних лет такого сказать нельзя. Согласно
Гундлаху, теперешние предвыборные плакаты CDU и SPD утратили значительную
часть своей индивидуальности и стали похожи друг на друга как две
капли воды. Если не содержательно, то, по крайней мере, выбором цветовой
гаммы. Синий стал сейчас любимым цветом и красных и черных.
Никто уже не призывает "пожинать плоды труда своего" (по
немецки – "груши"), как это значилось на плакатах CDU в
1987 году: не то место и не то время. Время, которое CDU склонно называть
временем "использовать шансы" или "временем действовать".
Впрочем, в народе слоган, увенчивающий портрет Ангелы Меркель (CDU)
и Эдмунда Штойбера (CSU)на плакате последних выборов в Бундестаг,
был иронично дополнен "и позаботиться о левых доходах" –
намек на финансовый скандал, в который была втянута верхушка консервативной
партии.
Будь
автором этих фотографий кто другой, а не Франц Кристиан Гундлах, все
равно выставка, открытая в городской библиотеке Гамбурга, не могла
пройти незамечено. Причиной тому, немалые деньги, которые партии вбухивают
в предвыборную пропаганду. Только CDU истратило на минувших выборах
18 млн. евро, часть из них пошла на 850 тыс. постеров, расклеенных
по всей Германии. Неудивительно поэтому, что вскоре после открытия
выставки к фотографу стали поступать предложения убрать с экспозиции
часть работ. Так, по мнению гамбургского политика Кристофа Алхауса
(CDU), "на 90% это мазня, которая не представляет собой ничего
оригинального". Беспартийный или хотя бы просто критически настроенный
зритель вряд ли согласится с этим утверждением.