Rambler's Top100

28.11.2001
Арт-новости

Среда обитания - взрослые
Елена Невердовская


Фото: Стэнли Грин

Каким предстает окружающий мир перед глазами лежащего в коляске младенца, что видит со своей точки зрения двухлетний малыш, насколько комфортна взрослая среда для пятилетнего ребенка. На эти, и другие подобные вопросы попробовал ответить немецкий фотограф Майк Нойбауэр серией парных фотографий, в которых сравнивается взгляд на мир с точки зрения взрослого со взглядом ребенка. Фотокамера Нойбауэра, например, занимала место в прогулочной коляске - в объектив попадали только небо и крыши домов, взрослый же видел обычную улицу; или другой вариант - снимок лестницы в квартире, на котором ступеньки превращались в гранитные уступы мексиканского храма, что позволяло представить, сколько усилий требует каждый шаг от маленького человека, в то время как взрослый взлетает по лестнице, не задумываясь, на фотографии - только край перил и дверь этажом повыше. Даже мягкие большие игрушки не кажутся столь умиляющими, если смотреть на них глазами ребенка ростом около метра. Этот художественный проект, который был представлен на выставке "Третья комната" (Санкт-Петербург, Михайловский замок, сентябрь 1999 года), очень точно укладывается в тему "Среда обитания - взрослые", являясь своего рода исследованием различий общих, вне социальных, национальных и прочих градаций, условий существования детей и взрослых.
Другой подход к этой проблеме можно увидеть на только что открытой в Государственном музее истории Санкт-Петербурга (особняк Румянцева) международной фотовыставке "Среда обитания - взрослые. Детство в России", организованной при участии детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и фонда "Объективная реальность". Среди авторов известные зарубежные фотожурналисты Люшен Перкинс (Пулитцеровская премия, Гран-при Ворлд Пресс Фото, премия Ассоциации фотожурналистов Америки), Кейт Брукс (премия Яна Перри газеты Санди Таймс), Стенли Грин (премия фонда Алисии Патерсон, Ворлд Пресс Фото), и русские фотографы Сергей Ильницкий (Пресс фото России), Валерий Нистратов, Юрий Козырев, Андрей Никольский, Андрей Безукладников, Сергей Максимишин. Объектами их скорее репортажной, чем художественной съемки становились дети, чаще всего находящиеся либо в экстремальных (Чечня, колония для несовершеннолетних) либо в асоциальных (беспризорники Петербурга и Москвы) условиях постсоветской России. Из этого можно заключить: участники выставки едины в том, что категория "взрослое" имеет не возрастной характер, а является характеристикой среды обитания трудной или даже невозможной для жизни. С одной стороны, ребенок выступает как безусловный аргумент за мир и социальные преобразования (эта точка зрения характерна для детских и всяческих других благотворительных фондов), с другой стороны, он - это образ современного инфантильного человека, который живет в мире благоустроенном, но подверженном катастрофам, и не способен ни к каким его изменениям до тех пор, пока не станет "взрослым". Фотожурналист или репортер в этом случае - это тот, кто находится на границе двух миров: опасного взрослого и инфантильного благополучного. Он очевидец чужой борьбы за выживание, и документальные свидетельства этого - фотографии, представленные на выставке в Особняке Румянцева.
До 11 сентября этого года граница между двумя противоположными мирами была вполне определенной: чтобы попасть в опасную зону американскому или западноевропейскому фотографу нужно было выехать в Россию, Югославию или, вообще, в страны третьего мира. После этой даты, никому не нужно никуда уезжать, беспризорники и чеченские дети оказываются не самыми незащищенными существами, нью-йоркский клерк или парижская домохозяйка, посещающая католический собор, также беспомощны в современном "взрослом" - экстремальном - мире. Про страны третьего мира вообще перестали упоминать. Теперь не до тонкостей психологических исследований, комфортна ли среда обитания, не слишком ли велик мир для маленького человека. В настоящий момент ключевое слово - безопасность. А все то, что связано с мусульманским миром - Афганистан, Чечня, турецкие эмигранты в Германии, Палестина - вызывает повышенное внимание.
Первый показ выставки "Среда обитания - взрослые" состоялся в Москве в начале осени. В тот момент экспозицию можно было интерпретировать исключительно как социальную, обращающую внимание общественности на проблемы своего рода "меньшинств" - детей, живущих в экстремальных условиях. История сместила акценты, социальный проект приобрел черты художественного, так как не только "взрослые" получили иные характеристики кроме возрастной, но и "дети" перестали пониматься буквально.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100