29.01.2002
Новости культуры
Кто платит, тот и заказывает музыку
[Надежда Штиль]
<<-Достанется
не только Мариинке, но и Новой Голландии, на которой планируется разместить
третью сцену - концертный комплекс
Проект реконструкции Мариинского театра, предложенный
Госстроем России, был обнародован еще на прошлой неделе. Увидев его,
петербургская общественность, мягко говоря, впала в состояние комы.
По замыслу автора проекта, американского деконструктивиста Эрика Оуэн
Мооса, вторая сцена, на месте ДК им. Первой Пятилетки, должна представлять
собой архитектурное произведение из двух параллелепипедов и нагромождения
стеклянных объемов, иронично окрещенное самим автором bags with the
garbage (мешками с мусором). В огне страстей мало кто заметил, что достанется
не только Мариинке, но и Новой Голландии, на которой планируется разместить
третью сцену - концертный комплекс, преображенный вид которого можно
наблюдать на иллюстрации.
В момент обнародования эскизов мало кто из петербургских архитекторов
и строителей высказался в прессе откровенно - Председатель Госстроя
России Анвар Шамузафаров взял с них обещание не разглашать подробности
обсуждений. Впрочем, несколько позже архитекторы, историки, чиновники
и деятели культуры, принимавшие участие в презентации проекта, не постеснялись
в высказываниях. Как сообщает газета "Недвижимость и строительство
Петербурга" (№03/2002), кинорежиссер Александр Сокуров прокомментировал
проект следующим образом "Это что-то из области очистки воды. Мы
забыли о культуре камня", а зам. председателя российского Союза
архитекторов Андрей Боков назвал плод фантазии Мооса "архитектурной
живодерней". Другие высказывающиеся были более корректны, предусмотрительно
заменив выражение "не пришей кобыле хвост" на тактичное замечание
о правилах совместимости - "это как в генетике: к человеческому
телу нельзя пришить козлиную ногу".
Полное неприятие проекта повлияло на решение администрации Петербурга.
Городские власти совместно с дирекцией Мариинского театра готовят предложения
по организации закрытого международного конкурса, определяя условия,
сроки и участников. Подавляющее большинство архитекторов и строителей
считают, что необходимо объявить открытый международный конкурс. Так
председатель Комитета по строительству Александр Вахмистров замечает,
что "Бренд Мариинского театра сегодня настолько велик, что при
объявлении открытого международного конкурса будут поступать предложения
от известных зарубежных архитекторов". А Президент петербургского
Союза архитекторов Владимир Попов предлагает провести конкурс под эгидой
Международного Союза архитекторов. Но несмотря все эти авторитетные
мнения, Госстрой России и Министр культуры Михаил Швыдкой окончательного
решения пока не приняли. Это не удивительно, за эскизы деконструктивиста
Мооса уже заплатили 8 млн. рублей, так что тратить деньги еще и на конкурс
(хоть закрытый, хоть открытый) особого желания нет. Неделю назад планировалось,
что 6 февраля премьер-министр Михаил Касьянов ознакомится с проектом
Мооса. Если сие состоится, станет ясно, что Госстрой еще не потерял
надежду, наплевав на мнение питерских профессионалов, пристроить "своего"
архитектора.