В Музее сновидений доктора Фрейда в течение всего февраля
можно увидеть большие графические листы Владимира Гизатуллина из его
постоянно пополняющейся серии "Ornamentum". Пятнадцать лучших
работ составили выставку "Mag/nia Ornamenti". Выбранное для
экспозиции латинское название показывает, что автор настаивает на сопоставимости
современных "Орнаментов" изобразительным мотивам, характерным
для классической древности. С другой стороны, о чем свидетельствует
и место экспонирования, картины обязаны своим появлением бессоннице,
навязчивости возникающих полу-природных, полу-абстрактных образов, стремящихся
обрести определенность перьевого рисунка на бумаге.
Раскручивающиеся спирали и завитки, стремящиеся стать кругом, составляют
арабеску, изображенную поверх другой - из пересекающихся прерывистых
линий, узлов и звеньев. Впрочем, узор этот, возникающий из наложения
независимых мотивов, по своей самодостаточности более напоминает образцы
исламского искусства, нежели латинского. "Орнаменты" Гизатуллина
- не просто растительные мотивы. Воображению в сплетении линий, сделанных
тонким пером, рисуются головы и лапы зверей, обнаженные людские тела,
как будто вышедшие из суфийских стихов - "в россыпи кудрей красавицы
шесть вещей: завитки (печ), узлы (гирех), изгибы (банд), извивы (хам),
извилины (тоб) и извороты (шихан)". В этом смысле, лучшей характеристикой
графики, выставленной в Музее Фрейда являются слова Омара Хайама "весь
мир - поток метафор и символов узор".
Рука художника по ночам выводит эти завитки, изгибы и извороты, как
будто стараясь нарисовать такой орнамент, который бы, превратясь из
узора в интеллигибельную схему, помог автору избавиться от маниакальной
привязанности к материальному миру. Как алхимик ищет философский камень,
так художник зачарованно следит за рождающимся ночью орнаментом, интуитивно
надеясь найти математическую формулу, с помощью которой можно было бы
упорядочить хаос.