Rambler's Top100

29.04.2002
Актуальное искусство

Азиатский прорыв
[Ася Нуриева]

Елена и Виктор Воробьевы. "Рассветы и закаты"В Доме Мировых Культур (Берлин) закончилась выставка современного искусства Средней Азии под названием "No`Мad`s`Land". Кураторы - с немецкой стороны Сабина Фогель (Берлин), с азиатской Валерия Ибраева (Алма-Ата).
Выставка планировалась "Домом" задолго до 11 сентября, но эта дата заставила организаторов не ограничиваться одной лишь выставкой, а провести целый фестиваль, длящийся три месяца. Немецкой публике представилась возможность увидеть и услышать концерты традиционной музыки уйгуров, киргизов, узбеков. Посмотреть фильмы среднеазиатских кинематографистов , таких как Дарежан Омирбаев "Жол", Киллер"(Казахстан), Актан Абдыкалыков "Маймыл","Беш кемпир" (Кыргизстан), Бахтияр Худойнозаров(Узбекистан), Тарас Попов и Владимир Тюлькин "Опыт Креста"(Казахстан) и других. Поучаствовать в дискуссиях и конференциях посвященных экономической, политической и культурной жизни представленных стран.
Особый интерес вызвала огромная выставка современного искусства Средней Азии, развернувшаяся в центральном зале ДМК, где было представлены видео, инсталляции, перформансы и фото.

Выставка
Экспозиция была сделана в высшей степени профессионально, каждый проект был размещен таким образом, что работал на воссоздание цельного образа "тела Средней Азии".
Спускающегося по центральной лестнице посетителя, встречала карта Центрально-азиатского региона величиной во всю стену с фамилиями всех ее участников.
Двумя ключевыми и стержневыми моментами экспозиции являлись - красная юрта-ракета С.Маслова на одной стороне и спиралеобразный объект Молдакула с огромным барабаном - на другой.
По всему залу Дома мировых культур, напоминая хрущевские ячейки из проекта Галима и Зауреш Мадановых "Мамырские сны", расположились белые кубики-боксы, в которых располагались различные проекты - грубовато-дикие архаичные объекты группы "Кызыл трактор", минималистские блоки Мадановых и др.
S O S !
Азия в работах художников нескольких бывших советских республик была показана с различных точек зрения. Идеализированный и романтизированный ее облик представила Алмагуль Менлибаева - ее "комната" пользовалась особой популярностью, там зритель мог, наконец, расслабиться, попить чай из рук "вечной невесты", отдохнуть, присев на восточный диванчик. Ироничная и иронизирующая космическая версия происхождения казахского народа прозвучала из юрты-ракеты Сергея Маслова - в этом можно было уловить черты современного мифотворчества. С мрачно-суровым и драматическим образом современной Азии знакомили объекты "Кызылов" и "Мамырские сны" беспросветных "хрущовок".
Чаще проекты говорили, кричали, взывали о том, что она, многострадальная Средняя Азия , в опасности. О наследии прошлого, новом национальном тоталитаризме, царящем в азиатских республиках, о нищете и разрухе, угрозе войны, новой колонизации, всеобщей деградации, об экологической катастрофе и многом другом говорили проекты Георгия Трякина-Бухарова, Ерболсына Мельдибекова (Пол Пот), Саида Атабекова (Суперсолдат) , Гульнары Касмалиевой и Муратбека Джумалиева ("Парадиз"), "Пески забвения" Вячеслава Ахунова (Узбекистан), Инсталляция с солью, посвященная Аралу, Хакима Турдыева , проект ZITABL ("Азиатский маршрут"), "Рассветы и Закаты" Елены и Виктора Воробьевых. Проблеме детей лишенных детства были посвящены видеофильмы Шай-Зия и В. Тюлькина & Т.Попова.
Мисс Азия
На открытии выставки можно было увидеть два перфоманса. Один из них был официально заявлен и привлек всеобщее внимание. Камлание "Кызыл тракторов", облаченных в дервишеские костюмы, ставшее уже их фирменной маркой и показанное ими на разных площадках и в разных странах, пользовалось большим успехом, очевидно много объясняя для немцев в нашем прошлом.
О ситуации сегодняшнего дня говорил второй перфоманс - "Мисс Азия", который был, как бы несанкционированным, хотя и заявлялся заранее .
Дуэт ZITABL (Зитта Султанбаева и Абликим Акмоллаев) безмолвно дифилировал среди толпы. Зитта, одев традиционное казахское платье, находилась в образе "мисс Азии", а экипированный военной амуницией Абликим изображал американского боевика. В колесо инвалидной коляски, в которой восседала "мисс Азия" были вмонтированы американские флаги. Они раздавали немецкой публике листовки со стихами:
Мисс Азия
Мисс Азия - это Я! Твоя падающая звезда! Как и ты, я больна, Обессилена - Я !
Мисс Азия, - Вы куда? Катитесь в пропасть небытия?! Вместо коня вы оседлали ...
Кресло - коляску для бессильного!
Силы нет? Нет души? Страсти нет? Нет огня? Воля твоя парализованная?
Позабыла ты о достоинстве и гордости?
А, мисс Азия?
Вы куда,
в сопровождении поводыря - боевика из США?
Без оглядки, украдкою,
продавая себя!
Послесловие
Сюжеты по теканалу "ARTE" и "Deutschhe Welle", многочисленные публикации в прессе - "BERLINER ZEITUNG","Berlin Magazin","Le Mond" и др. говорили о неподдельном интересе немецкой публики к традиционной и современной культуре Средней Азии. Выставка и концерты, проходившие в вечернее время собирали, огромное количество людей. Одних привлекала экзотика, других - содержание и ментальность другого способа существовать. Вопросы, по всей видимости, которыми задавались немцы, приходя в Дом Мировых Культур на эту выставку, в частности, и на фестиваль, в целом, можно сформулировать так: что происходит в том регионе после перестройки с людьми, с государственным устройством, с политикой, с религией, с самоидентификацией? Возможно, что трехмесячный фестиваль среднеазиатской культуры, включающий выставку, концерты, конференции и дискуссии, оказался в состоянии ответить на часть их вопросов.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100