В
Доме Мировых Культур (Берлин) закончилась выставка современного искусства
Средней Азии под названием "No`Мad`s`Land". Кураторы - с немецкой
стороны Сабина Фогель (Берлин), с азиатской Валерия Ибраева (Алма-Ата).
Выставка планировалась "Домом" задолго до 11 сентября, но
эта дата заставила организаторов не ограничиваться одной лишь выставкой,
а провести целый фестиваль, длящийся три месяца. Немецкой публике представилась
возможность увидеть и услышать концерты традиционной музыки уйгуров,
киргизов, узбеков. Посмотреть фильмы среднеазиатских кинематографистов
, таких как Дарежан Омирбаев "Жол", Киллер"(Казахстан),
Актан Абдыкалыков "Маймыл","Беш кемпир" (Кыргизстан),
Бахтияр Худойнозаров(Узбекистан), Тарас Попов и Владимир Тюлькин "Опыт
Креста"(Казахстан) и других. Поучаствовать в дискуссиях и конференциях
посвященных экономической, политической и культурной жизни представленных
стран.
Особый интерес вызвала огромная выставка современного искусства Средней
Азии, развернувшаяся в центральном зале ДМК, где было представлены видео,
инсталляции, перформансы и фото.
Выставка
Экспозиция была сделана в высшей степени профессионально, каждый проект
был размещен таким образом, что работал на воссоздание цельного образа
"тела Средней Азии".
Спускающегося по центральной лестнице посетителя, встречала карта Центрально-азиатского
региона величиной во всю стену с фамилиями всех ее участников.
Двумя ключевыми и стержневыми моментами экспозиции являлись - красная
юрта-ракета С.Маслова на одной стороне и спиралеобразный объект Молдакула
с огромным барабаном - на другой.
По всему залу Дома мировых культур, напоминая хрущевские ячейки из проекта
Галима и Зауреш Мадановых "Мамырские сны", расположились белые
кубики-боксы, в которых располагались различные проекты - грубовато-дикие
архаичные объекты группы "Кызыл трактор", минималистские блоки
Мадановых и др.
S O S !
Азия в работах художников нескольких бывших советских республик была
показана с различных точек зрения. Идеализированный и романтизированный
ее облик представила Алмагуль Менлибаева - ее "комната" пользовалась
особой популярностью, там зритель мог, наконец, расслабиться, попить
чай из рук "вечной невесты", отдохнуть, присев на восточный
диванчик. Ироничная и иронизирующая космическая версия происхождения
казахского народа прозвучала из юрты-ракеты Сергея Маслова - в этом
можно было уловить черты современного мифотворчества. С мрачно-суровым
и драматическим образом современной Азии знакомили объекты "Кызылов"
и "Мамырские сны" беспросветных "хрущовок".
Чаще проекты говорили, кричали, взывали о том, что она, многострадальная
Средняя Азия , в опасности. О наследии прошлого, новом национальном
тоталитаризме, царящем в азиатских республиках, о нищете и разрухе,
угрозе войны, новой колонизации, всеобщей деградации, об экологической
катастрофе и многом другом говорили проекты Георгия Трякина-Бухарова,
Ерболсына Мельдибекова (Пол Пот), Саида Атабекова (Суперсолдат) , Гульнары
Касмалиевой и Муратбека Джумалиева ("Парадиз"), "Пески
забвения" Вячеслава Ахунова (Узбекистан), Инсталляция с солью,
посвященная Аралу, Хакима Турдыева , проект ZITABL ("Азиатский
маршрут"), "Рассветы и Закаты" Елены и Виктора Воробьевых.
Проблеме детей лишенных детства были посвящены видеофильмы Шай-Зия и
В. Тюлькина & Т.Попова.
Мисс Азия
На открытии выставки можно было увидеть два перфоманса. Один из них
был официально заявлен и привлек всеобщее внимание. Камлание "Кызыл
тракторов", облаченных в дервишеские костюмы, ставшее уже их фирменной
маркой и показанное ими на разных площадках и в разных странах, пользовалось
большим успехом, очевидно много объясняя для немцев в нашем прошлом.
О ситуации сегодняшнего дня говорил второй перфоманс - "Мисс Азия",
который был, как бы несанкционированным, хотя и заявлялся заранее .
Дуэт ZITABL (Зитта Султанбаева и Абликим Акмоллаев) безмолвно дифилировал
среди толпы. Зитта, одев традиционное казахское платье, находилась в
образе "мисс Азии", а экипированный военной амуницией Абликим
изображал американского боевика. В колесо инвалидной коляски, в которой
восседала "мисс Азия" были вмонтированы американские флаги.
Они раздавали немецкой публике листовки со стихами:
Мисс Азия
Мисс Азия - это Я! Твоя падающая звезда! Как и ты, я больна, Обессилена
- Я !
Мисс Азия, - Вы куда? Катитесь в пропасть небытия?! Вместо коня вы оседлали
...
Кресло - коляску для бессильного!
Силы нет? Нет души? Страсти нет? Нет огня? Воля твоя парализованная?
Позабыла ты о достоинстве и гордости?
А, мисс Азия?
Вы куда,
в сопровождении поводыря - боевика из США?
Без оглядки, украдкою,
продавая себя!
Послесловие
Сюжеты по теканалу "ARTE" и "Deutschhe Welle", многочисленные
публикации в прессе - "BERLINER ZEITUNG","Berlin Magazin","Le
Mond" и др. говорили о неподдельном интересе немецкой публики к
традиционной и современной культуре Средней Азии. Выставка и концерты,
проходившие в вечернее время собирали, огромное количество людей. Одних
привлекала экзотика, других - содержание и ментальность другого способа
существовать. Вопросы, по всей видимости, которыми задавались немцы,
приходя в Дом Мировых Культур на эту выставку, в частности, и на фестиваль,
в целом, можно сформулировать так: что происходит в том регионе после
перестройки с людьми, с государственным устройством, с политикой, с
религией, с самоидентификацией? Возможно, что трехмесячный фестиваль
среднеазиатской культуры, включающий выставку, концерты, конференции
и дискуссии, оказался в состоянии ответить на часть их вопросов.