Художник
Гарри Зух и его картины несут в этот мир что-то стихийное. Но не бедствие,
а наоборот, исключительно положительные эмоции. Когда Гарри Зух приезжает
из Москвы, Киева, Староконстантинова, Геническа, Каира (нужное - подчеркнуть)
и появляется в питерской галерее "Борей", то настроение
у сотрудников сразу же улучшается. Они бросают все свои текущие дела,
даже бухгалтерские отчеты, и начинают быстро-быстро готовить персональную
выставку дорогого гостя.
Не стал исключением и нынешний мартовский приезд Гарри Зуха в Питер.
Он свалился, как снег на голову, с новыми и старыми работами. И пришлось
борейцам срочно делать ретроспективную выставку, заняв под нее четыре
зала. Название Гарри Зух придумал экстравагантное: "Дары Дурманна".
Именно так - с двумя "н". Дурманн - это и есть Гарри Зух.
Манн (по-немецки) - мужчина, человек, а дур - мажор. Значит, получаем
в итоге "Дары мажорного человека".
Вернисаж
превратился в сольный концерт Гарри Зуха. Слово взял сам художник
и в течение часа рассказывал байки о себе и о своих картинах. Если
убрать из историй Гарри все эмоции и все сюжетные перипетии, то получим
сухой остаток. Собственно метод Гарри Зуха. А, вообще-то, никакого
метода нет. Гарри Зух работает спонтанно, по наитию. Точнее сказать,
нахраписто. Приступая к созданию той или иной картины, никогда не
знает, получится ли она у него. Работает на фанерках и на картоне.
Холста боится. Если перед началом творческого процесса у него в голове
нет никаких конкретных образов, а только одни эмоции, то, скорее всего,
из-под его кисти выйдет абстрактная картина. А если Гарри настроился
на "мотив" (отдых, лето, деревня, река), то жди от него
фигуративных вещей. Гарри частенько пишет свою жену и своих дочерей.
О буквальном сходстве не заботится. Каким-то неведомым нам способом
жена Гарри узнает себя во всех тех искаженных и преображенных лицах
и фигурах. Иногда, для пущей идилличности, Гарри рисует рядом с женой
корову. Даже выдвигает ее на передний план. Будто бы живут они в Индии,
где парнокопытные считаются священными.
Все,
что делает Гарри Зух, можно разделить на две части. Первая - это сложная,
даже прихотливая, абстракция ("Уроки экзотики", "Возвращение").
Вторая часть - как бы наивные работы ("Геническ", "Корова").
Деление очень условное, ибо наивность Гарри Зуха кажущаяся. И не наивность
это, а потрясающее умение "впадать в детство". Гарри Зух,
как и его далекий предшественник Пауль Клее, сознательно практикует
детскость, детский взгляд на мир. Но как же тогда быть с теми абстрактными
работами, которые у Гарри Зуха отличаются особой закодированностью?
Не стыкуются они с детскостью художника. Но зато они уживаются со
второй ипостасью Гарри Зуха. Ведь по своему базовому образованию он
- физик. И привык зрить в корень, в глубь вещей. Туда, где материя
- это матрица, а энергия - чистый мажор.
Ссылки по теме:
Возлюбленный - карта
для чтения судьбы [Елена Невердовская]