Водную
феерию, лазерное шоу и ночной Эрмитаж затмили люди.
22.00 Встреча у метро "Горьковская". На выходе уже тысячи,
которые обрастают и превращаются в миллионы. Подростки свисают с подпорок
крыши метро, более половозрелые люди фланируют с табличками из картонок
с потерянными именами. Мобильные уже не работают. Только пейджеры.
23.00 Начинается водное шоу, доступное только 1/6 части суши. Вокруг
акватории - великая китайская стена из бесконечных спин. Такому проекту
позавидовал бы знаменитый фотограф Спенсер Туник, что устраивает масштабные
съемки с тысячами тел. В прошлом году он усыпал телами Дворцовую площадь,
но грандиозной стене позавидовал бы наверняка. Над головами высятся
останки редких мачт, они феерически меняются местами.
Зенитовцы регулярно скандируют: "Питерпитерпитерпитер". Но
терпеть и не справлять свои естественные надобности миллионы не решаются.
Они кричат, улыбаются, ругают, надеются и справляют собственно надобности:
город снованапоминает болото.
Начинается салют - небо способны увидеть все. И потому все радуются,
- они наконец прозрели. Как дети, которым покажешь мизинчик, и они уже
смеются.
00.33 Гаснет свет. Угол Дворцовой набережной и Дворцового моста. Это
эпицентр. Люди висят на деревьях, идут к Неве, как слепые, которых что-то
ведет. Всех разворачивает милиция. Хозяева уличных кафе уже спаслись
бегством, оставив на разорение далеко не пластиковые стулья. Появляются
зелененькие лучики, цепляют Эрмитаж, исчезают. Дразнят. Все отчаянно
радуются - пальчик показали опять. Кто-то пытается продать карнавальные
зеленые светящиеся палочки. По насыщенности они превосходят лучики из
шоу.
1.46 Народ собирается брать Зимний. Через классический, единственно
открытый Главный вход. Очередь длиной в Дворцовую. Она волнуется. Но
совершенно напрасно: ее не пустят. "Белая ночь с Эрмитажем"
достается только журналистам и избранным. Последние, попав во внутренний
дворик Эрмитажа, наконец испытывают катарсис. Здесь тоже ничего не видно,
зато пусто. И это чудо.
По Эрмитажу фланируют волонтеры-мормоны, "избранные", пара-тройка
костюмированных пар и те, кто заглянул в Эрмитаж как минимум 7 часов
назад. Лица мечтательные и потерянные.
В Иорданской галерее дают покрутить ручку старинного станка: обещанный
медальон действительно вытачивается. Лукаво улыбаясь, проходят мимо
Михаил Пиотровский и Александр Сокуров. Они идут к Эрмитажному театру
на третий по счету "Русский ковчег" мимо очереди длиной в
зал Рафаэля. В Рыцарском зале Леонид Мозговой читает выдержки из Пушкина.
Расположившись на полу, ему внимают интеллигентные дамы.
2.00 Из кабинки в туалете Эрмитажа доносится телефонный разговор. Жизнь
налаживается. Вернее, связь с ней.
2.13 Девочка-волонтер утверждает, что не только не впускают, но и не
выпускают.
3.00 Очередную партию журналистов и избранных провожают на крышу. Медленно
покачиваясь на ветру и прогуливаясь по световым фонарям, журналисты
созерцают, а потом мерзнут. В этот момент появляется духовой оркестр
и согревает душу: "Слушай, Ленинград, я тебе спою "очи черные,
очи страстные".
4.00 Эрмитаж напоминает вокзал. Народ перестал сидеть на полу и уже
прилег. Все диванчики заняты. Мамаши кормят детей из пакетиков. Те,
кому не удалось "эвакуироваться" в Эрмитаж, табором уходят
куда-то в небо. Разговаривают по телефону, берут штурмом "гамбургеры
за 15 рублей" и мосты, что ведут к спальным районам. Счастье есть.
Но там, где нас нет.