Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

29.05.2004
Кино и видео

"Идиот" по-французски
[Елена Невердовская]

Жак ТатиС 30 мая по 2 июня в Доме Кино пройдут "Дни Жака Тати в Санкт-Петербурге", будут показаны 9 фильмов, из которых 5 фильмов Жака Тати, фильм Софи Татищефф (дочери режиссера), а также 3 короткометражных фильма знаменитого комика. Кроме того, с фильмами Жака Тати ожно будет познакомиться и вне стен кинотеатра - компания "Кино без границ" выпустила коллекцию фильмов Жака Тати на видео, а с середины июня - на DVD.
Если не иметь никакого представления о Тати и не знать предыстории, то можно счесть этот интерес случайным. Но персонажи Тати как нельзя более кстати в мире современных технологий, опосредованного общения и виртуальных связей. Ведь они не были созданы исключительно смеха ради - смешные почтальоны, нелепый Юло шагнули в кино прямо с улиц, от своего автора получив серьезную работу по очеловечиванию холодных бездушных пространств. Как заметила кинокритик Полина Каэль, "Тати суетлив, эксцентричен, быстр. И только потом, подобно замедленному действию нежной ностальгической музыки, эти злоключения героя представляются вам более пронзительными и глубокими". Для Жан-Люка Годара именно это ощущение образов прошлого - комического, но уже спокойного взгляда на мир - и ценно по-настоящему. "Это то, что интересует Тати. Все и ничего. Травинка, воздушный змей, дети, маленький старичок, что угодно, все, что одновременно реально, странно и очаровательно."

Тренируй левую
Жак ТатиЖак Тати родился в 1909 году во Франции, он говорил: "у меня один дед русский, одна бабка француженка, один дед голландец и одна бабка итальянка. Русский дед был генералом и царским послом в Париже, голландский - изготовителем рамок и другом Ван Гога, но никак не собирателем его картин. Жак Тати тоже делал рамки в мастерской отца, готовясь поступать в школу Искусств и ремесел, но его ждала армия, затем спорт: Жак играл в футбол и теннис, боксировал, ездил верхом, играл в первой подгруппе регбистов в Рэйсинг-Клубе. "После игры я, чтобы развлечь товарищей, показывал им пантомимические номера, имитируя игроков, арбитра и зрителей". Первое выступление Тати на публике состоялось во время смотра Рэйсинг-клуба (1931). Прием был такой, что это открыло перед Тати новые горизонты. "Я вступил на долгий и тяжкий путь артиста мюзик-холла, разъезжая из города в город, переходя от театра в цирк, из цирка - в кабаре".
От пантомимы до кино - один шаг. Тати сыграл в короткометражках "Требуется здоровяк" /On demande un brute/ (1934), "Веселое воскресенье" /Gai dimanche/ (1935), снял собственные "Тренируй левую" /Soigne ton gauche/ (1936), "Оскар, чемпион по теннису" /Oscar, champion de tennis/ (1932) (незаконченная) и "Возвращение к земле" /Retour a la terre/ (1938). В 1939 году он собирался на гастроли в Америку, но был мобилизован в армию.
Солдата ростом в метр восемьдесят одеть трудно. Однажды в июле 1940 в Камбри был арестован подозрительный сержант, на котором хотя и была французская пилотка, но все остальное носило следы подозрительной эклектики: плащ английский, обмотки из полос бельгийского одеяла, солдатские башмаки итальянские. Легенда гласит, что Тати чуть не расстреляли, отчего у него ранняя седина.
После войны Жак Тати начал снимать собственные полнометражные фильмы. Он не писал сценарий, в привычном понимании. Тати сочинял фильм, он знал его наизусть и так, по памяти снимал. Так появился "Праздничный день" /Jour de fete/ (1949). Делали его сообща, и даже попробовали снять в цвете. К счастью, для пущей верности, решили сделать и черно-белый вариант. Цветной не был проявлен из-за заводских неполадок. Для звука использовали магнитофон, чего в то время не практиковали. Все прокатчики один за другим отказывались от этого фильма. Но кому-то пришла в голову идея устроить предпоказ в кинотеатре в районе Нейи. Реакция была такова, что судьба фильма была моментально решена, он имел огромный коммерческий и художественный успех.
Вместо ожидаемого продолжения про почтальона Тати снял совершенно другой фильм - "Каникулы" /Vacances de M. Hulot, Les/ (1953) про героя по имени Юло, нелепого господина, ежесекундно готового помочь, принять участие и из-за этого попадающего в смешные ситуации. Юло настолько простодушен, что в реальности представляется просто болваном. Тати говорил, что в мире очень много "Юло", больше, чем думают, даже в Америке ему приходилось их видеть. Мишель Мансо заметил, что у господина Юло "лицо Превера на теле де Голля".
"Мой дядюшка" /Mon oncle/ (1958) снимался более рационально и с меньшей импровизацией, частично Тати был вдохновлен злоключениями настоящего господина Юло, инженера-химика из Ангьена. "Я защищал маленький квартал, тихий уголок, от автодорог, аэродромов, организации, современной формы жизни, ибо я не думаю, что геометрические линии делают людей приятными".
Жак ТатиЗатем был снят фильм "Время развлечений" /Playtime/ (1967), он потребовал трех лет подготовки, года съемок и затем года монтажа, стоил полтора миллиарда старых франков и поглотил все деньги, полученные Тати за предыдущие фильмы. В одном интервью Жак Тати так пересказал сюжет "Времени развлечений": "Группа иностранных туристов приезжает в Париж. Аэропорт Орли почти ничем не отличается от аэропортов, которые они видели в Мюнхене, Лондоне или Чикаго. Они садятся в автобус, ничем не отличающемся от того, в котором они ездили в Риме или Гамбурге, и едут по улице, по сторонам которой стоят те же фонари и билдинги, что и в их столицах. Они оказываются в том же архитектурном стиле, который был создан для того, чтобы жить по команде "Смирно!" А в этих лабиринтах железобетонных зданий ходит господин Юло и пытается наладить человеческие отношения, починить сверхсовременный лифт с помощью карманной отвертки.
В 1971 Жак Тати снял фильм Трафик /Trafic/. В 1974 - "Парад" /Parade/. Умер режиссер, сценарист, комик в 1982 от отека легких.

Жак Тати снова в моде
"Я смотрю, как люди живут, я гуляю, хожу на футбольные матчи, на выставки, иногда на приемы, часами стою на автостраде и наблюдаю, как проезжают машины. Я слушаю диалоги, замечаю тики, детали, манеру поведения - все то, что отличает одного человека от другого и придает ему индивидуальность. Я заметил, что водитель более агрессивен, чем пешеход, потому что за рулем он как бы втянут в некое соревнование. Придя на обед к друзьям, он не может удержаться, чтобы не сказать: "Я доехал за час тридцать две". Вот что меня поражает, что я хотел бы показать.
Я не пытаюсь сделать некое сообщение, просто меня интересуют люди, семьи, дети, обслуживание, все эти маленькие проблемы, которые существуют в этом все более планируемом и все более механизированном мире..."
Последняя фраза цитаты, взятой из интервью 1962 года вполне объясняет, почему Жак Тати снова в моде. В 2002 году во время 55-го Каннского фестиваля были представлены фильмы Жака Тати, в том числе состоялась мировая премьера отреставрированной оригинальной копии 70 мм "Playtime". На пляже Круазетт тогда был установлен огромный экран, на котором демонстрировались фильмы Тати. В мае этого года - Тати в Москве, Тати в Петербурге, коллекция его фильмов для домашнего видео.
Дни Жака Тати организованы Альянс Франсез и Французским институтом в Санкт-Петербурге при поддержке компании "Кино без границ".

Программа кинопоказов:

Жак Тати на видеоДом кино

30 мая
19.00. "Playtime / Время Развлечений"

31 мая
17.20. "L'ecole De Facteurs / Школа почтальонов",
"Jour De Fete / Праздничный день"
19.00. "Soigne Ton Gauche / Тренируй левую"
"Les Vacances De Monsieur Hulot" / "Каникулы господина Юло"

1 июня
16.40. "Cours Du Soir / Вечерние курсы"
"Traffic / Трафик"
19.10. "Mon Oncle / Мой дядюшка"

2 июня
19.20. "Le Comptoir / Барная стойка"
Реж. Sophie Tatischeff
1998, 95', цветной



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100