С
30 мая по 2 июня в Доме Кино пройдут "Дни Жака Тати в Санкт-Петербурге",
будут показаны 9 фильмов, из которых 5 фильмов Жака Тати, фильм Софи
Татищефф (дочери режиссера), а также 3 короткометражных фильма знаменитого
комика. Кроме того, с фильмами Жака Тати ожно будет познакомиться
и вне стен кинотеатра - компания "Кино без границ" выпустила
коллекцию фильмов Жака Тати на видео, а с середины июня - на DVD.
Если не иметь никакого представления о Тати и не знать предыстории,
то можно счесть этот интерес случайным. Но персонажи Тати как нельзя
более кстати в мире современных технологий, опосредованного общения
и виртуальных связей. Ведь они не были созданы исключительно смеха
ради - смешные почтальоны, нелепый Юло шагнули в кино прямо с улиц,
от своего автора получив серьезную работу по очеловечиванию холодных
бездушных пространств. Как заметила кинокритик Полина Каэль, "Тати
суетлив, эксцентричен, быстр. И только потом, подобно замедленному
действию нежной ностальгической музыки, эти злоключения героя представляются
вам более пронзительными и глубокими". Для Жан-Люка Годара именно
это ощущение образов прошлого - комического, но уже спокойного взгляда
на мир - и ценно по-настоящему. "Это то, что интересует Тати.
Все и ничего. Травинка, воздушный змей, дети, маленький старичок,
что угодно, все, что одновременно реально, странно и очаровательно."
Тренируй левую
Жак
Тати родился в 1909 году во Франции, он говорил: "у меня один
дед русский, одна бабка француженка, один дед голландец и одна бабка
итальянка. Русский дед был генералом и царским послом в Париже, голландский
- изготовителем рамок и другом Ван Гога, но никак не собирателем его
картин. Жак Тати тоже делал рамки в мастерской отца, готовясь поступать
в школу Искусств и ремесел, но его ждала армия, затем спорт: Жак играл
в футбол и теннис, боксировал, ездил верхом, играл в первой подгруппе
регбистов в Рэйсинг-Клубе. "После игры я, чтобы развлечь товарищей,
показывал им пантомимические номера, имитируя игроков, арбитра и зрителей".
Первое выступление Тати на публике состоялось во время смотра Рэйсинг-клуба
(1931). Прием был такой, что это открыло перед Тати новые горизонты.
"Я вступил на долгий и тяжкий путь артиста мюзик-холла, разъезжая
из города в город, переходя от театра в цирк, из цирка - в кабаре".
От пантомимы до кино - один шаг. Тати сыграл в короткометражках "Требуется
здоровяк" /On demande un brute/ (1934), "Веселое воскресенье"
/Gai dimanche/ (1935), снял собственные "Тренируй левую"
/Soigne ton gauche/ (1936), "Оскар, чемпион по теннису"
/Oscar, champion de tennis/ (1932) (незаконченная) и "Возвращение
к земле" /Retour a la terre/ (1938). В 1939 году он собирался
на гастроли в Америку, но был мобилизован в армию.
Солдата ростом в метр восемьдесят одеть трудно. Однажды в июле 1940
в Камбри был арестован подозрительный сержант, на котором хотя и была
французская пилотка, но все остальное носило следы подозрительной
эклектики: плащ английский, обмотки из полос бельгийского одеяла,
солдатские башмаки итальянские. Легенда гласит, что Тати чуть не расстреляли,
отчего у него ранняя седина.
После войны Жак Тати начал снимать собственные полнометражные фильмы.
Он не писал сценарий, в привычном понимании. Тати сочинял фильм, он
знал его наизусть и так, по памяти снимал. Так появился "Праздничный
день" /Jour de fete/ (1949). Делали его сообща, и даже попробовали
снять в цвете. К счастью, для пущей верности, решили сделать и черно-белый
вариант. Цветной не был проявлен из-за заводских неполадок. Для звука
использовали магнитофон, чего в то время не практиковали. Все прокатчики
один за другим отказывались от этого фильма. Но кому-то пришла в голову
идея устроить предпоказ в кинотеатре в районе Нейи. Реакция была такова,
что судьба фильма была моментально решена, он имел огромный коммерческий
и художественный успех.
Вместо ожидаемого продолжения про почтальона Тати снял совершенно
другой фильм - "Каникулы" /Vacances de M. Hulot, Les/ (1953)
про героя по имени Юло, нелепого господина, ежесекундно готового помочь,
принять участие и из-за этого попадающего в смешные ситуации. Юло
настолько простодушен, что в реальности представляется просто болваном.
Тати говорил, что в мире очень много "Юло", больше, чем
думают, даже в Америке ему приходилось их видеть. Мишель Мансо заметил,
что у господина Юло "лицо Превера на теле де Голля".
"Мой дядюшка" /Mon oncle/ (1958) снимался более рационально
и с меньшей импровизацией, частично Тати был вдохновлен злоключениями
настоящего господина Юло, инженера-химика из Ангьена. "Я защищал
маленький квартал, тихий уголок, от автодорог, аэродромов, организации,
современной формы жизни, ибо я не думаю, что геометрические линии
делают людей приятными".
Затем
был снят фильм "Время развлечений" /Playtime/ (1967), он
потребовал трех лет подготовки, года съемок и затем года монтажа,
стоил полтора миллиарда старых франков и поглотил все деньги, полученные
Тати за предыдущие фильмы. В одном интервью Жак Тати так пересказал
сюжет "Времени развлечений": "Группа иностранных туристов
приезжает в Париж. Аэропорт Орли почти ничем не отличается от аэропортов,
которые они видели в Мюнхене, Лондоне или Чикаго. Они садятся в автобус,
ничем не отличающемся от того, в котором они ездили в Риме или Гамбурге,
и едут по улице, по сторонам которой стоят те же фонари и билдинги,
что и в их столицах. Они оказываются в том же архитектурном стиле,
который был создан для того, чтобы жить по команде "Смирно!"
А в этих лабиринтах железобетонных зданий ходит господин Юло и пытается
наладить человеческие отношения, починить сверхсовременный лифт с
помощью карманной отвертки.
В 1971 Жак Тати снял фильм Трафик /Trafic/. В 1974 - "Парад"
/Parade/. Умер режиссер, сценарист, комик в 1982 от отека легких.
Жак Тати снова в моде
"Я смотрю, как люди живут, я гуляю, хожу на футбольные матчи,
на выставки, иногда на приемы, часами стою на автостраде и наблюдаю,
как проезжают машины. Я слушаю диалоги, замечаю тики, детали, манеру
поведения - все то, что отличает одного человека от другого и придает
ему индивидуальность. Я заметил, что водитель более агрессивен, чем
пешеход, потому что за рулем он как бы втянут в некое соревнование.
Придя на обед к друзьям, он не может удержаться, чтобы не сказать:
"Я доехал за час тридцать две". Вот что меня поражает, что
я хотел бы показать.
Я не пытаюсь сделать некое сообщение, просто меня интересуют люди,
семьи, дети, обслуживание, все эти маленькие проблемы, которые существуют
в этом все более планируемом и все более механизированном мире..."
Последняя фраза цитаты, взятой из интервью 1962 года вполне объясняет,
почему Жак Тати снова в моде. В 2002 году во время 55-го Каннского
фестиваля были представлены фильмы Жака Тати, в том числе состоялась
мировая премьера отреставрированной оригинальной копии 70 мм "Playtime".
На пляже Круазетт тогда был установлен огромный экран, на котором
демонстрировались фильмы Тати. В мае этого года - Тати в Москве, Тати
в Петербурге, коллекция его фильмов для домашнего видео.
Дни Жака Тати организованы Альянс Франсез и Французским институтом
в Санкт-Петербурге при поддержке компании "Кино без границ".
Программа кинопоказов:
Дом
кино
30 мая
19.00. "Playtime / Время Развлечений"
31 мая
17.20. "L'ecole De Facteurs / Школа почтальонов",
"Jour De Fete / Праздничный день"
19.00. "Soigne Ton Gauche / Тренируй левую"
"Les Vacances De Monsieur Hulot" / "Каникулы господина
Юло"
1 июня
16.40. "Cours Du Soir / Вечерние курсы"
"Traffic / Трафик"
19.10. "Mon Oncle / Мой дядюшка"
2 июня
19.20. "Le Comptoir / Барная стойка"
Реж. Sophie Tatischeff
1998, 95', цветной