Реставраторам
картин хорошо известно, что краска со временем блекнет, а дерево рассыхается.
Впрочем, искусство второй половины ХХ века предъявило к ним совсем
другие требования. Вместо живописи они должны теперь заботиться о
крошащемся и тающем шоколаде, мумифицированных объектах биологического
происхождения, выцветающих фотографиях и видеокассетах. Многие "неортодоксальные"
объекты своих реставраторов нашли. Исключением осталось видео, о котором
с момента его возникновения никто особо не заботился. Большинство
оригиналов, если это слово вообще уместно в отношении видеоискусства,
оставались в коллекциях их авторов, а музеи получали в свое распоряжение
лишь копии.
Проект "40 лет видеоискусства" ("40jahrevideokunst.de")
грозит ситуацию переломить, по крайней мере, в Германии: впервые за
40 лет работы классиков немецкого видеоискусства отреставрированы
и сведены на один DVD. В "учебник истории" попали понятно
не все – лишь 59 работ общей протяженностью 27 часов. С конца марта
"антология" демонстрируется одновременно сразу на пяти выставочных
площадках: в кунстхалле Бремена, Мюнхенском Ленбаххаузе, Лейпцигском
музее изящных искусств, ZKM Центре искусства и медиатехнологий в Карлсруэ
и в Дюссельдорфском К21 – собрании искусства земли Северный Рейн –
Вестфалия. Такого крупномасштабного юбилея видеоискусство еще не видывало.
Анналы открытые всем
Как
говорит директор Бременского Кунстхалле Вульф Херцогенрат, парадоксальность
ситуации, в которую попало видеоискусство заключается в том, что "получить
доступ к видео, которое по определению является легко воспроизводимым
медиумом, зачастую гораздо сложнее чем, например, к живописи".
По расчетам кураторов, выпуск DVD, канонизировавшего классические
работы, может быть выходом: теперь работы Нам Джун Пайка, Ульрике
Розенбах и Розмари Трокель будут доступны посетителю любого немецкого
музея или библиотеки.
Как уже говорилось, среди художников, попавших в анналы, случайных
нет: от "Солнца в твоей голове" Вольфа Востелла (1963) через
"Войлочное ТV" Йозефа Бойса (1970) и "Доброе утро мистер
Оруэлл" Пайка (медиапривет Джорджу Оруэллу, показанный в канун
нового 1984 года по всему миру), до "Атомного футбола" Корпи
и Лёфлера (2004). Критериев отбора у жюри, в которое вошли представители
всех пяти институций, было три: место производства – Германия; техника
– видео, предназначенное для показа на экране телевизора или компьютера;
а также - сравнительно небольшая известность работы (как противовес
известности ее автора).
Произвольная программа
59 работ составили "канон" – обязательную демонстрационную
программу пяти музеев. Помимо этого каждая из пяти институций внесла
собственную лепту. Произвольная часть – тематические выставки, которые
во всех пяти музеях разные. ZKM, например, сконцентрировался на самых
ранних работах, а также на технических проблемах их реставрации и
консервации. Помимо видео здесь выставлена техника - ранние рекордеры
фирм Sony, U-Matic, Volksvideorekorder - первый немецкий народный
видеомагнитофон. Приобрести их тогда было по карману лишь немногим
сумасшедшим. Volksvideorekorder по тем меркам стоил сравнительно недорого
– всего 2000 марок на Ганноверской Мессе 1968 года.
Ленбаххауз показывает современное видеоискусство, а кунстхалле Бремена
– видеоскульптуру Востелла, Бойса, Гери Шума, Отто Пине и Нам Джун
Пайка, умершего в этом году. В фокусе Лейпцигского Музея изящных искусств
– искусство ГДР, в котором видео по определению отсутствовало, зато
имелся в наличии параллельный феномен - 16 миллиметровое андеграундное
художественное кино.
Дух утопии
В противоположность Лейпцигу Дюссельдорфский К21 сконцентрировался
на 80-х годах в Западной Германии. В центре экспозиции работа Дитера
Кисслинга "Занавесы" – полутораминутный этюд, в котором
две портьеры, попеременно поднимаясь, открывают зрителю самый обычный
спортивный зал, вдоль дальней стены которого сложены разноцветные
маты, вызывающие ассоциации с абстракциями Мондриана. В 80-х видео
меняет место своего обитания: с экрана телевизора оно перемещается
на стены галерей, впервые заявляя о себе как о синтезе картины и пространства,
и минималистичная работа Кисслинга недвусмысленно дает это понять.
Другой аспект – документальный. От социального видео Герда Конрада
и Хармута Яна, задокументировавших во всех подробностях общественный
скандал, вызванный смертью от голодовки члена группы RAF Хольгера
Майнса, через медитативное видео "Город Ангелов" Марины
Абрамович и Улая, до "Эшафота" Инго Гюнтера, "взойдя"
на который можно на собственной шкуре почувствовать априорную агрессию,
которую несет с собой любое видеоизображение. Частное телевидение,
активность левых групп, панк-движение – все это достигло в 80-е годы
в ФРГ своего пика. Демократия и утопия, идущая с ней рука об руку:
лучшего чем видео медиума для них попросту не придумать.
Опубликовано в журнале "Арт
Хроника"