Государственный
центр фотографии представляет очередную выставку в рамках проекта
"Фотоминиатюра". На сей раз зрителю в качестве объекта предъявлены
не миниатюрные портреты давно умерших людей, умалчивающих о собственной
истории (предыдущие выставки – "Миниатюрный портрет XIX века",
"Миниатюрный портрет начала XX века"), и не наивные знаки
памяти, привязанности, любви (экспозиции "Помни вечно - дарю
сердечно!", "Письма без слов"), а "Вещи, погруженные
в воздух". Выбор предмета – не за куратором или историком, но
за художником. Пятая выставка серии "Фотоминиатюра" – авторский
проект нижегородского фотографа Константина Водяницкого.
Константин Водяницкий известен питерскому "фотозрителю",
в основном, своими постановочными фотографиями: в густой тьме комнаты-камеры
обнаженное мужское тело подавалось автором как мертвая природа – керамический
сосуд или странная, ассиметричная бутыль. Новая серия натюрмортов
– та же логика, то же пристальное внимание к застывшим формам "заброшенных"
узнаваемых предметов: чайника, турки, бутылок - пивных и коньячных
с морской галькой внутри.
Константин
Водяницкий между тем, не может обойтись без слов, он комментирует
свою работу: "...оставаясь в одиночестве, предмет становится
самим собой... Потеря масштаба проявляет форму... Погружение в воздух
спасает от времени... В результате предмет переходит на следующую
ступень визуального, оставив на предыдущем [уровне] свою бытовую оболочку...".
Философствуя о "погружении вещей в воздух", автор рискует.
Зритель вполне может обидеться: что же его совсем идиотом незрячим
выставляют. Из-за чего? Очень просто: на снимках есть все – свет и
тень, плотность, форма, объем – кроме одного. Воздуха. Вещи явлены
вне своей утилитарной функции, они выключены из повседневности, заперты
в тюрьму. Бутылки-сокамерники, чайник из одиночки. Сырость, плесень,
вонь.
О наличии или отсутствии воздуха, конечно, еще можно поспорить – на
выставке, которая открыта до 9 сентября в помещении Общества "А-Я"
на Невском, 60.