Какое странное место…
Алиса в стране чудес
В
Театре.doc и должен был состояться этот спектакль.net.
Да, у театра несколько "кибернетическое" название, намекающее
на то, что здесь возможно появление новых технологий. Спектакль немецкого
режиссера, выпускника ГИТИС Георга Жено, кажется, оправдывает эту
заявку. Его работу можно считать удачным лабораторным экспериментом,
направленным на исследование относительно новой для театра среды.
Тема виртуального общения последние несколько лет является модной.
Здесь и расчет продюсеров на молодежную, зависшую в интернете аудиторию,
и просто, погоня за непривычными еще многим, а потому отдающими эзотерикой,
"чат", "сайт", "сервер". Только тема
эта, как правило, разрешается совершенно традиционными средствами.
Дело не только в новых формах - не обязательно рушить привычное сценическое
пространство, - но пришивать к традиционному конфликту новые ярлычки
только для того, что бы полюбоваться, как они выглядят со стороны
- дело пустое и не интересное.
"norway.today" Георга Жено тем и хорош, что режиссер не
только понимает, о чем идет речь, но и может чисто театральными средствами
передать ощущения человека, пытающегося решить свои жизненные проблемы
в сети.
В начале спектакля герои, которые знакомятся в чате, обращаются друг
к другу, глядя в зрительный зал. Обычно, в таких случаях говорят -
"актеры общаются через зрителей" и значит это обычно то,
что прямого контакта между героями нет. У Жено этот прием обретает
несколько иной смысл - он точно попадает в атмосферу пресловутого
чата. Действительно, реплики героев, пока они не встретились в "реале",
являются лишь частью мегадиалога, который ведут все "чатляне"
и, стало быть, зрители, включаясь в игру, становятся статистами, играя
роль безучастных посетителей некой chat-room.
Сюжет такой - Август и Юля находят друг друга в Интернете. Оба горят
желанием покончить жизнь самоубийством. Решив сделать это вместе,
они встречаются и перелетают в Норвегию, где на краю глубокого обрыва
разбивают палатку. До рассвета, который они должны встретить, взявшись
за руки, стоя на краю бездны, готовыми спрыгнуть вниз, еще много времени.
Слово за слово… Трагедии не происходит.
Странно,
при этом пьеса Игоря Бауэршима вовсе не похожа на сказку с хорошим
концом. Ни в ней, ни в спектакле нет драматизма, напряжения, которое
должно было бы в финале разрешиться и "разрешить" какую-то
проблему. В общем-то, и не так важно, что произойдет. Как-то с самого
начала чувствуешь, что трагедии не случиться.
Спектакль играется в декорациях, как будто выполненных для современной
производственной пьесы. Ирина Корина, художник, работающий не только
в театре, но и в области актуального искусства, создала пространство
неуютное и холодное, так, что происходящее можно вообразить в офисе,
в горах, и просто, в пустом, "экзистенциальном" месте.
В рюкзаке у Юли оказывается камера - для зрителя она включена еще
до начала спектакля, на стену постоянно транслируются крупные планы
героев. Для Августа и Юли она начинает работать тогда, когда они пытаются
записать на нее "последнее слово".
Вот тут и происходит некоторый перелом. До сих пор они могли вести
себя так, как им кажется нужным. Не оглядываясь на прошлую жизнь.
Они могли говорить то, что им хотелось сказать, а не то, что требует
от них окружение. Но, оказываясь перед камерой, они сразу переставали
быть собой, теряли свободу, которую нашли в интернете и которая доступна
только тем, кто знает время своей смерти, тем, кто ощущает себя вне
социума.
Кажется, это и подсказало им рецепт свободы. Поняв, что теперь она
существует, что путь к ней известен, они решают, что могут остаться
жить. И любить друг друга. Ведь они не стояли перед неразрешимыми
проблемами. Они только хотели поговорить. "norway.forever."