29.11.2001
Выставки
И в день рождения, и в день смерти
Елена Невердовская
Василий Кандинский "Золотое облако"
27 ноября в ЦДХ на Крымском валу, 10, открылась выставка "Арнольд
Шенберг - Василий Кандинский. Диалог живописи и музыки", подготовленная
совместно Государственной Третьяковской галереей и Центром Арнольда
Шенберга в Вене при участии Министерства культуры России и немецкого
культурного центра им Гете в Москве. Эта экспозиция - часть большой
программы, осуществляемой 30 ноября - 1 декабря этого года. Помимо выставки
в Москве состоится Шенберговский музыкальный фестиваль, организованный
Центром современной музыки Московской консерватории, и научный симпозиум,
посвященный взаимоотношениям живописца и композитора (30 ноября - 1
декабря 2001 года, Третьяковская галерея). Все эти события приурочены
к 50-летней годовщине со дня смерти австрийского композитора.
На выставке представлены более 20 живописных и графических работ Василия
Кандинского, предоставленных Третьяковской галереей, и около шестидесяти
живописных произведений композитора из собрания Центра Арнольда Шенберга,
в основном, автопортреты и "Видения". Совместная выставка
произведений Кандинского и Шенберга не случайна. По признанию художника,
посетившего впервые концерт австрийского композитора в Мюнхене 18 января
1911 года, между ними имеется тесная ментальная связь. Позже Шенберг
отмечал: "Мы оба ведем поиск на одном и том же самом пути".
Особенности этого художественного пути уже становились однажды объектом
внимания российского зрителя и предметом обсуждения критики. В 1999
году в Михайловском замке в Петербурге проходила выставка "Шенберг
и художники русского авангарда", приуроченная к празднованию
125-летия со дня рождения знаменитого австрийца. Первый зал экспозиции
и тогда был посвящен взаимоотношениям Шенберга и Кандинского, демонстрировались
фотографии композитора в Петербурге и его окрестностях, сделанные во
время его поездки в 1912 году, фрагменты переписки, графика Кандинского,
которую он преподнес в дар музыканту в Мюнхене в 1911 году.
В заключении можно отметить беспримерную активность Центра Арнольда
Шенберга: за последние три года коллекция картин побывала в России уже
дважды, что говорить тогда о самой Австрии? Такое внимание куда значительнее,
чем бронзовые монументы.
Ссылки по теме: Арнольд
Шенберг и художники русского авангарда, Максимка №4, 1999