29.12.2001
          Новости культуры
        Культурная столица: пример общегородского 
          самообольщения
          [Елена Невердовская]
        
          Традиционно все в конце года подводят итоги, составляют рейтинги. "Коммерсант-СПб", 
          например, предложил всем выбрать Человека года из сочиненного редакцией 
          газеты списка кандидатов, где на равных соревновались глава областной 
          администрации Сердюков и "мачо" Стогоff, директор "Циника" 
          и директор Эрмитажа. В результате - победа присуждена нордическому типу 
          характера (так объединил трех "человеков" года Лев Лурье в 
          традиционном пятничном разглагольствовании), являющемуся несомненным 
          достоинством Петербурга. 
          В своем "Диалоге с масскультом" газета "Известия" 
          (www.izvestia.ru) была более последовательной чем питерский "Коммерсант" 
          в подведении культурных итогов года. Все поле культуры было разделено 
          на отдельные рубрики (литература - театр - кино - арт - музыка). А для 
          арт-обзора были еще специально составлены различные номинации, - для 
          возможно более адекватного определения значительности того или иного 
          художественного события. 
          В результате оказалось, что вся культурная жизнь сосредоточена в Москве 
          и Петербургу совсем не стоит зазнаваться. Культурная столица проиграла 
          официальной, практически, по всем номинациям в рубрике "Арт", 
          и если бы не Государственный Эрмитаж, признанный "Музеем года" 
          и его директор Михаил Пиотровский - "Герой года", отмеченные 
          за проект музея Гугенхайм-Эрмитаж в Лас-Вегасе, можно было бы сказать, 
          что в сухую. В рубрике "Подарок года" мелькает, правда, Русский 
          музей, - но только как именинник, которому Марат Гельман преподносит 
          просто сказочный дар. В рубрике "Музыка" "главной персоной 
          окончательно и бесповоротно" утвердили Сергея Шнурова , а о питерских 
          клубах, концертах и радиостанциях ни слуху, ни духу. (Что поделаешь, 
          москвич писал). Тоже самое - в "Театре": третьим был назван 
          спектакль "Молли Суини" в постановке Льва Додина, в котором 
          признали шедевр русского психологического театра. Но высокомерно холодный 
          питерский психологизм проиграл слишком человеческому московскому - второе 
          место занял другой шедевр русского психологического театра спектакль 
          Фоменко "Война и мир". В рубрике "Литература" оценивались 
          книги по степени оказываемого на реальность влияния: из питерских, были 
          отмечены две книги Харуки Мураками, вышедшие в "Амфоре" и 
          постоянно присутствующие в рейтингах всех крупных книжных магазинов. 
          
          И что из этого следует? Во-первых, то, что в общероссийской прессе преобладает 
          московская культурная информация. И, во-вторых, что в 2002-ом году Петербургу 
          с его стойким нордическим характером необходимо будет приложить усилия 
          к тому, чтобы "Северный альянс" был заметен не только в политике, 
          но и в культуре. А в-третьих, разобраться какой же в действительности 
          столицей является Петербург . И столицей ли?