29.12.2001
Новости культуры
Культурная столица: пример общегородского
самообольщения
[Елена Невердовская]
Традиционно все в конце года подводят итоги, составляют рейтинги. "Коммерсант-СПб",
например, предложил всем выбрать Человека года из сочиненного редакцией
газеты списка кандидатов, где на равных соревновались глава областной
администрации Сердюков и "мачо" Стогоff, директор "Циника"
и директор Эрмитажа. В результате - победа присуждена нордическому типу
характера (так объединил трех "человеков" года Лев Лурье в
традиционном пятничном разглагольствовании), являющемуся несомненным
достоинством Петербурга.
В своем "Диалоге с масскультом" газета "Известия"
(www.izvestia.ru) была более последовательной чем питерский "Коммерсант"
в подведении культурных итогов года. Все поле культуры было разделено
на отдельные рубрики (литература - театр - кино - арт - музыка). А для
арт-обзора были еще специально составлены различные номинации, - для
возможно более адекватного определения значительности того или иного
художественного события.
В результате оказалось, что вся культурная жизнь сосредоточена в Москве
и Петербургу совсем не стоит зазнаваться. Культурная столица проиграла
официальной, практически, по всем номинациям в рубрике "Арт",
и если бы не Государственный Эрмитаж, признанный "Музеем года"
и его директор Михаил Пиотровский - "Герой года", отмеченные
за проект музея Гугенхайм-Эрмитаж в Лас-Вегасе, можно было бы сказать,
что в сухую. В рубрике "Подарок года" мелькает, правда, Русский
музей, - но только как именинник, которому Марат Гельман преподносит
просто сказочный дар. В рубрике "Музыка" "главной персоной
окончательно и бесповоротно" утвердили Сергея Шнурова , а о питерских
клубах, концертах и радиостанциях ни слуху, ни духу. (Что поделаешь,
москвич писал). Тоже самое - в "Театре": третьим был назван
спектакль "Молли Суини" в постановке Льва Додина, в котором
признали шедевр русского психологического театра. Но высокомерно холодный
питерский психологизм проиграл слишком человеческому московскому - второе
место занял другой шедевр русского психологического театра спектакль
Фоменко "Война и мир". В рубрике "Литература" оценивались
книги по степени оказываемого на реальность влияния: из питерских, были
отмечены две книги Харуки Мураками, вышедшие в "Амфоре" и
постоянно присутствующие в рейтингах всех крупных книжных магазинов.
И что из этого следует? Во-первых, то, что в общероссийской прессе преобладает
московская культурная информация. И, во-вторых, что в 2002-ом году Петербургу
с его стойким нордическим характером необходимо будет приложить усилия
к тому, чтобы "Северный альянс" был заметен не только в политике,
но и в культуре. А в-третьих, разобраться какой же в действительности
столицей является Петербург . И столицей ли?