28 апреля на Малой сцене театра Балтийский дом в рамках
выставки "Сценический глаз" недавно возникшая группа "Мусорщики"
(Олег Головко, Мария Лукка, Александр Мохов, Николай Слободяник, Иван
Совлачков) и давно известная Фабрика Найденных Одежд (Наталья Першина-Якиманская
(Глюкля) и Ольга Егорова (Цапля)) представили свои перформансы.
Описать представление "Мусорщиков" можно в двух словах: до
антракта пять персонажей разбрасывали опилки, после - собирали их в
некое подобие пирамиды. На том, что это было представление, а не перформанс,
сошлись во мнении, практически, все присутствующие. Иван Чечот даже
назвал это "музыкальным театром", с хитроумностью Одиссея
поведав всем, что все составные элементы искусства были налицо, не хватало,
разве что, катарсиса. Или, если отвлечься от древнегреческих аллюзий,
- слишком много средств, глубокомысленных намеков и слишком мало смысла.
В перформансе Глюкли и Цапли, напротив, катарсис неизменно присутствовал
в каждой новелле и выступлении (по признанию авторов, это был литературный
перформанс), смысла было еще больше, средств - просто преизбыток: это
и проецирование слайдов на огромный экран, и белые маскировочные комбинезоны,
и поэт в желтом махровом халате, в шинели, с коньками на ногах, и девушки
с одеждами и вещицами, рассказывающие о собственных страхах и о пережитых
мистических историях.
Поэт Александр Скидан, сидя за освещенным круглым столиком, читал краткие
новеллы о жизни женщин и девушек, о любви, о подвиге и о смерти. Реальные
девушки (или "модели", как между собой называли их авторы),
в свою очередь, говорили не о "возвышенном", но о "земном":
подобные истории, затертые до дыр, обычно рассказывают пассажиры поезда
во время дальних поездок. В конце выступления каждой "модели"
зал аплодировал. Овация предназначалась не столько артистизму рассказчицы
или увлекательности истории, сколько являлась выражением солидарности,
сублимацией собственного желания оказаться на сцене и рассказать свою
"затертую до дыр" историю.
Все действие напоминало не перформанс, и даже не театр, но - ток-шоу
"Большая стирка", "Я сама" и "Простая история".
Шоу Глюкли и Цапли, как и вышеупомянутые телепередачи, характеризовало
телевизионное смешение жанров: видео сюжет, знаменитость (Александр
Скидан) в роли свадебного генерала, откровения перед залом, рукоплещущая
публика. Недостатком было лишь отсутствие харизматической фигуры ведущего,
который бы дарил зрителю из зала счастливую возможность высказаться.
Вместо интерактивного включения зрителя в представление, Глюкля и Цапля
воспользовались старым театральным концом: они свели под руки поэта,
как пророка, в толпу, и он разбросал свои белые листочки, как последние
откровения.
Последнее время казалось, что ФНО исчерпало все ресурсы своей любимой
медии - "платья", использовав арсенал всех средств. Настоящее
представление в Балтдоме показало, что Цапля и Глюкля нашли новый резерв
- телевидение. Самое время им основывать собственную программу, скажем,
"Прачечная", и предоставить возможность всем желающим пообщаться
на экзистенциально-одежные темы смерти, любви, страха и одиночества.
Ссылки по теме:
Мастер-класс
с Ширин Нешат: нарциссизм, перформансы и бесконечное видео