До
4 мая в выставочном зале НоМИ открыта выставка "Агитационные лубочные
плакаты времен русско-японской войны", проходящая в рамках традиционной
весенней "Японской недели в Санкт-Петербурге". Привязка более,
чем абсурдная: ведь в 1904 - 1905 годах в прессе допускались, а иногда
и приветствовались, мягко говоря, некорректные выражения, как бы сейчас
сказали, разжигающие межнациональную рознь. На ярких листах доходчивым
языком рассказывается история о том, как русский солдат, казак, матрос
- побил, победил "косоглазых япошек", порубил на мелкие части
и сбросил в океан. Оригиналы этих 27 красноречивых плакатов предоставлены
петербургским коллекционером.
В течение последних десятилетий, преподнося какой-то очередной исторический
факт, нам предлагают забыть все то, чему учили историки в школе - забыть
идеологически отредактированный вариант событий. Предлагают взглянуть
на прошлое объективно, без агитационно-пропагандистской вуали. На выставке
"Плаката времен русско-японской войны" - обратная возможность.
Необходимо отбросить все известные факты о проигранной русскими войне,
о позорном ее начале - когда власти Порт-Артура проигнорировали выезд
из города всех японских граждан и не привели в боевую готовность флот
(единственное, в чем у русских было преимущество). Необходимо забыть
поражения на реке Ялу, под Ляояном, на реке Шахэ, разгром русской армии
в генеральном сражении при Мукдене, а русского флота - при Цусиме. Разглядывая
картинки и читая надписи, можно сочинить, или - восстановить события
столетней давности, какими их преподносили солдатам действующей армии.
Любая удачная вылазка казаков приравнивалась к крупной победе, успехи
русской конницы бесконечно перепевались, а "косоглазые япошки"
на лошадках могли вызвать только смех. Гибель "Варяга" воспевалась
как подвиг - сигнал "Погиб но не сдался", переданный с крейсера
в момент его затопления, сравним со знаменитыми словами политрука Клочкова
"Велика Россия, но отступать некуда - позади Москва".
Японцы
на картинках - такие маленькие ушастые желтые гоблины, которых постоянно
лупят, крушат и режут бравые, сильные, уверенные "служивые".
Японца сравнивают с лягушкой из басни "дедушки Крылова", которая
вздумала соревноваться с волом. Японцу советуют: "Не лезь к Порт-Артуру
- береги свою желтую шкуру". Про японца рассказывают сущие небылицы:
"Как русский матрос отрубил японцу нос".
Превратившись в адресата этой пропаганды, волей-неволей начинаешь усваивать
предлагаемый подход. Кучи порубленных трупов, реки крови - неужели это
вся японская армия, насчитывающая 283 тысяч человек при 820 орудиях,
усиливаемая резервом из 100 тысяч обученных бойцов? В том то и дело,
что это только картинки. Русские - малочисленные, хуже вооруженные и
обученные - проиграли. И это поражение в русско-японской войне повлияло
на дальнейшую историю - ускорило начало революции 1905-1907 гг. История
оставлена историкам. Речь об искусстве - пропагандистский миф, сочиненный
для солдата, спустя сто лет демонстрируется в галерее почти как художественный
проект.