"Наш
бедственный мир мучителен, отвратителен, порою мне не хочется больше
жить…Но если в такие минуты попадется мне в руки белая красивая бумага,
хорошая кисть, белые листы с красивым узором или бумага Митиноку, -
вот я и утешилась. Я уже согласна жить дальше".
Кирико Сиробаяси, художнице ХХI века, автору "Собранных мгновений"
потребовалось бы много меньше - наличие качественной пленки в камере.
Право на такую параллель с японской писательницей Х-го века дает не
только очевидность того, что "Собранные мгновения" - эквивалент
описательных фрагментов "Записок у изголовья", но и сама Сиробаяси
своим видеофильмом "Аквариум" ("Fish Bowl"). Его
сюжет состоит из чередования перелистываемого ежедневника, в котором
женская рука пишет несколько иероглифов, и рыбок, плавающих в аквариуме
без водорослей. Точка съемки совмещает зрителя и действующее лицо -
занесение пометок в дневник происходит наедине с самим собой, без свидетелей,
если, конечно, не брать в расчет рыб, попадающих в кадр случайно. На
них натыкается рассеянный взгляд человека, погруженного в свои мысли.
Непредсказуемость появления аквариумных рыбок, непостижимая траектория
их перемещений напоминают возникающие в сознании ассоциации, сменяющие
друг друга воспоминания и идеи, как будто всплывающие из глубины.
Образы воды, движения, появления и исчезновения, ясности и темноты используются
и в другом видеофильме Кирико Сиробаяси - "Сознание/Подсознание"
("Conciousness/Unconsiousness"), который представляет собой
видео-составляющую одноименной инсталляции. По замыслу автора, два фильма
должны показываться одновременно. Сюжет "Сознание" должен
проецироваться на правый экран, "Подсознание" ("Бессознательность")
- на левый. Сиробаяси таким образом пыталась выразить феномен бессознательного
с помощью противопоставления текста и визуального образа, логически
ясной цепочки событий - непредсказуемых и необъяснимых вспышек света
и погружений в полную темноту. Море, поднимающееся из темноты, глотает
движущиеся сгустки света, только на мгновение рассеивающие мрак. Все
- темнота. Ясность сознания - это только летящие искры, которые задует
ветер, погасит вода.
Писательница Х-го века, предпринимая попытки самоанализа, пользовалась
иероглифами - знаками и символами уже существующего языка. Кирико Сиробаяси,
Сэй-Сёнагон ХХI-го века, не только отличается тем, что сменила кисть
и бумагу на камеру. Она вынуждена выдумывать собственный язык, новые
символы и знаки, чтобы сделать следующий, после "Собранных мгновений"
шаг, - зафиксировать те "мгновения", что собраны быть не могут.
Ссылки по теме:
Мгновения
жизни как предметы коллекционирования [Надежда Штиль]
Обычный дом по-японски
[Надежда Штиль]
Японский художник в поисках
Филонова [Елена Невердовская]
Обесцвеченные тропики
[Надежда Штиль]
Неделя японской культуры
[Надежда Штиль]