Завтра
Музей истории религии ожидают новые поступления в прямом смысле этого
слова. Неканоническая выставка, которая откроется здесь 31 июля и продлится
до середины августа, обращена не к богу, но к потенциальному потребителю.
Художник Олег Янушевский занимается производством интерактивных икон
уже в течение трех лет, причем одним из профилирующих направлений его
деятельности является работа на заказ. В иконостасе Янушевского "любимый
автомобиль", "любимая собака", "любимая" такие
же привычные вещи, как и объекты с изображением американской иконы Джорджа
Буша или "всего русского" - водки, Гагарина, искусственного
спутника Земли и автомата Калашникова.
За прошедшие три года Янушевский показывал свои иконы многократно в
разных странах и континентах. По слухам, особенную известность "индивидуальные"
иконы Янушевского получили в Америке. Именно там живет большинство его
заказчиков. Популярности новым иконам добавляет их интерактивность:
на доброй половине зритель может понажимать на кнопки и подергать за
рычажки, приведя в движение какой-нибудь, обычно абсолютно бесцельный,
механизм.
До
сих пор Янушевский, выставляясь в галерее Марата Гельмана или на "Арт
Москве", к канонизации особо не стремился, позиционируя свои иконы
как произведения современного искусства с легким оттенком аттракциона.
Выставка в Музее Истории Религии, возможно, способна перевернуть сложившееся
легкомысленное отношение к его работам. Складывается впечатление, что
Янушевский хочет разрушить устоявшиеся стереотипы и настаивает на "серьезном"
отношении. Если это так, то церковное благословение новой линии предметов
культа могло бы стать хорошим подспорьем в увеличении количества заказов
и объемов продаж.