29
сентября в московском Центре новой пьесы Театр.doc состоялась премьера
театрального проекта Ивана Вырыпаева "Кислород". Маленький
подвал в Трехпрудном переулке с трудом вместил всех желающих увидеть
первую премьеру сезона.
Театр.doc существует меньше года, но уже успел обзавестись группой заинтересованных
зрителей. Собственно, зрители появились даже раньше, когда в Москву
усилиями "Золотой маски" приехали англичане из театра "Ройял
Корт" и принесли с собой модную британскую болезнь под названием
Verbatim (так называется техника документальной драматургии). Наш интерес
к документальному театру не в последнюю очередь был подкреплен грантами
различных фондов. Но, так или иначе, среда была создана. Продуктом ее
самоорганизации стал подвал Театр.doc.
Пару лет назад на фестиваль "Документальный театр" попала
пьеса уроженца Иркутска Ивана Вырыпаева "Сны". Затем в Москве
материализовался сам автор вместе со своим театром "Пространство
игры". Сразу удивило его театральное видение собственных текстов
- черта очень редкая среди нынешних драматургов, больше озабоченных
литературным изяществом, чем сценичностью. Поставленные самим Вырыпаевым
"Город где я" и "Сны" были настоящими спектаклями,
микробюджетными, но предъявляющими помимо текста сценографическую идею
и режиссерскую разработку. Ангелы, бродящие по Иркутску в поисках контрапункта,
человек, проглотивший слона, люди, видящие в кошмарных снах друг друга
- все это материализовалось просто и убедительно. Сейчас Вырыпаев и
его театр существуют в Москве, играют в Театре.doc спектакль "Сны".
Новая постановка заранее вызывала опасения - уж слишком часто пропадали
в столичной суете самородки из провинции. Вырыпаев, по крайней мере,
не пропал. "Кислород", поставленный режиссером Виктором Рыжаковым
и исполненный самим Вырыпаевым и Ариной Маракулиной вместе с DJ Ириной
Родионовой - это спектакль московский и вырыпаевский одновременно. Это
цепочка прихотливых ассоциаций, когда апеллирующий к Библии запрет "Не
клянись городом Иерусалимом" прорастает современными ближневосточными
реалиями, персонаж спорит с автором, а история любви оборачивается рассуждениями
о сексе. Это музыка, в такт которой танцует текст.