13
ноября в Театре на Литейном Хореографический центр города Орлеана (Франция),
руководителем которого является танцовщик и хореограф Жозеф Надж, представит
свободное переложение пьесы Георга Бюхнера "Войцек" - спектакль
"Войцек или Набросок к головокружению" (хореография - Жозеф
Надж, музыка - Аладар Рац). 15 ноября на сцене этого же петербургского
театра будет показана постановка "Время отступления" (хореография
- Жозеф Надж, музыка (перкуссия) - Владимир Тарасов, танцовщики - Жозеф
Надж, Сесиль Тьеблемон). Гастроли в Петербурге знаменитой труппы Жозефа
Наджа, как и ее участие в фестивале нового европейского театра в Москве,
организованы Французским Институтом.
Венгр Йожеф Надь, превратившийся впоследствии во Франции в Жозефа Наджа,
родился в местечке Каньяжа (Канжицы) в Воеводине (теперешняя Сербия).
Йожеф Надь - сын плотника и внук крестьянина, собирался изучать философию
и искусства в Будапеште, но вместо этого случайно попал в театральную
школу, оказалось, что это отнюдь не было ни ошибкой, ни пустой случайностью.
Сам танцовщик и хореограф так вспоминает о том, что привело его в театр:
"Армия стала поворотным пунктом: захотелось путешествовать. Я открыл
для себя боснийские горы и Сараево, где и закончилась моя служба. Поехал
в Будапешт и познакомился с театром движения. Тогда я ощутил восхитительную
свободу самовыражения в танце. Меня привлекла эфемерность театрального
действа, тот особый вид памяти, который разворачивается на сцене: временной
режим сценического действа не похож на модус жизни произведений живописи
и литературы. Я получил счастливую возможность работать, объединяя свои
интересы: зрительные образы, музыку и поэзию".
Двадцати
двух лет от роду Надж по совету своего учителя отправляется в Париж.
Он изучает искусство мимов в школах Этьена Декруа и Марселя Марсо. Именно
в Париже Надж открывает для себя мир хореографов "новой волны",
работая с Марком Томпкинсом, Катрин Диверрес и Франсуа Верретом. В 1986
году он создаёт собственную труппу - Theatre Jel - которая состоит в
основном из его соотечественников ("Это позволяет вместе молчать
на родном языке"). Первый же спектакль о его родной Воеводине -
"Утка по-пекински" - становится настоящим событием в мультикультурном
Париже, падком до всего самобытного. Критики называют Наджа хореографом
собственной памяти: он превращает Каньяжу (родной город Канжицы) в живую
легенду. Одним из основных источников вдохновения для Наджа является
литература: он ставит Борхеса, Кафку, Бюхнера. "Войцека",
например, он ставит дважды: "Я не испытываю к герою ни ненависти,
ни любви, ни симпатии, только желание его понять. Меня привлекает предельная
интенсивность чувства, которое толкает человека на уничтожение Другого
и, в то же время, на самоуничтожение. Войцек, по словам Бюхнера, убивает,
потому что он запрограммирован на убийство. Он запрограммирован на безумие.
И всё же пытается избежать своей судьбы. Я модулировал на сцене пространства
свободы, в которые герой стремится вырваться. Хотел вытащить на свет
тайные силы, приводящие в движение механизмы поступков, исследовать
- с помощью режиссуры и без слов - глубины психики. Единственное звуковое
сопровождение спектакля - музыка венгерского цыгана Аладара Расца".
С 1995 года Надж руководит национальным хореографическим центром в Орлеане.
Среди наград известного французского хореографа, - "Золотая маска"
за лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2000 году. ("Полуночники",
2001 год).