Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

30.10.2002
Новости культуры


Мне нравится сбивать Время с пути
[Надежда Штиль]

Жозеф Надж. Войцек13 ноября в Театре на Литейном Хореографический центр города Орлеана (Франция), руководителем которого является танцовщик и хореограф Жозеф Надж, представит свободное переложение пьесы Георга Бюхнера "Войцек" - спектакль "Войцек или Набросок к головокружению" (хореография - Жозеф Надж, музыка - Аладар Рац). 15 ноября на сцене этого же петербургского театра будет показана постановка "Время отступления" (хореография - Жозеф Надж, музыка (перкуссия) - Владимир Тарасов, танцовщики - Жозеф Надж, Сесиль Тьеблемон). Гастроли в Петербурге знаменитой труппы Жозефа Наджа, как и ее участие в фестивале нового европейского театра в Москве, организованы Французским Институтом.
Венгр Йожеф Надь, превратившийся впоследствии во Франции в Жозефа Наджа, родился в местечке Каньяжа (Канжицы) в Воеводине (теперешняя Сербия). Йожеф Надь - сын плотника и внук крестьянина, собирался изучать философию и искусства в Будапеште, но вместо этого случайно попал в театральную школу, оказалось, что это отнюдь не было ни ошибкой, ни пустой случайностью. Сам танцовщик и хореограф так вспоминает о том, что привело его в театр: "Армия стала поворотным пунктом: захотелось путешествовать. Я открыл для себя боснийские горы и Сараево, где и закончилась моя служба. Поехал в Будапешт и познакомился с театром движения. Тогда я ощутил восхитительную свободу самовыражения в танце. Меня привлекла эфемерность театрального действа, тот особый вид памяти, который разворачивается на сцене: временной режим сценического действа не похож на модус жизни произведений живописи и литературы. Я получил счастливую возможность работать, объединяя свои интересы: зрительные образы, музыку и поэзию".
Жозеф Надж,  Сесиль ТьеблемонДвадцати двух лет от роду Надж по совету своего учителя отправляется в Париж. Он изучает искусство мимов в школах Этьена Декруа и Марселя Марсо. Именно в Париже Надж открывает для себя мир хореографов "новой волны", работая с Марком Томпкинсом, Катрин Диверрес и Франсуа Верретом. В 1986 году он создаёт собственную труппу - Theatre Jel - которая состоит в основном из его соотечественников ("Это позволяет вместе молчать на родном языке"). Первый же спектакль о его родной Воеводине - "Утка по-пекински" - становится настоящим событием в мультикультурном Париже, падком до всего самобытного. Критики называют Наджа хореографом собственной памяти: он превращает Каньяжу (родной город Канжицы) в живую легенду. Одним из основных источников вдохновения для Наджа является литература: он ставит Борхеса, Кафку, Бюхнера. "Войцека", например, он ставит дважды: "Я не испытываю к герою ни ненависти, ни любви, ни симпатии, только желание его понять. Меня привлекает предельная интенсивность чувства, которое толкает человека на уничтожение Другого и, в то же время, на самоуничтожение. Войцек, по словам Бюхнера, убивает, потому что он запрограммирован на убийство. Он запрограммирован на безумие. И всё же пытается избежать своей судьбы. Я модулировал на сцене пространства свободы, в которые герой стремится вырваться. Хотел вытащить на свет тайные силы, приводящие в движение механизмы поступков, исследовать - с помощью режиссуры и без слов - глубины психики. Единственное звуковое сопровождение спектакля - музыка венгерского цыгана Аладара Расца".
С 1995 года Надж руководит национальным хореографическим центром в Орлеане. Среди наград известного французского хореографа, - "Золотая маска" за лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2000 году. ("Полуночники", 2001 год).



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100