Выставке,
открывшейся 30 января в галерее "Д-137", кураторами было дано
название достойное научного искусствоведческого исследования: "Язык
символов в пространстве искусства". Соответственно, все художники,
выставившие свои произведения, оказались втянутыми в серьезное дело
по применению языка, словарь которого нельзя сказать, чтобы был разработан,
в неоднородном пространстве искусства. К тому же их обременили непосильной
ношей: на авторов легла ответственность, как за употребление символов,
так и за все возможные ошибки. Выкручиваться в этой двусмысленной ситуации
пришлось художникам, проживающим в Нью-Йорке, - Алине Лукашевич и Анне
Франц, и в Петербурге - В. Поваровой, В. Загорову, Е. Губановой и В.
Говоркову. Американки, как представители технологически более развитой
цивилизации, показали инсталляции с использованием видео и компьютерных
анимаций. Наши не постеснялись своей архаичности (особенно, в свете
заявленной темы) и выставили графику, живопись и скульптуру, дополнив
все это национальное богатство листами из записных книжек: рукописи
с начерченными от руки схемами открывали для зрителя таинственный способ
образования символического языка. Вот только разобрать в этой речи отдельных
слов, как и определить к какой же части пространства искусства относится
данная выставка, не было никакой возможности.
Но, несмотря на невнятицу и пространственную неопределенность, кое-что,
касающееся языка символов, почерпнуть удалось: выставка стала символическим
выражением самого распространенного представления об "американском
образе жизни" и о "русской душе". Это банальное противопоставление
постигается с помощью экспонируемых работ: мелькающие картинки на мониторе
ноутбука и на огромном плоском экране, видео, показывающее речь как
разобранные пазлы, и - округлые деревянные скульптуры, изображающие
след пера, ветренную воду, одухотворенные великим абстрактным прошлым
живописные холсты.