Плох
тот солдат, что не мечтает стать генералом, или, перефразируя по случаю,
каждая тематическая выставка претендует на энциклопедичность. Иначе
- не стоило и браться. Выставка "Петербургские куклы", которая
открылась вчера в Смольном соборе, - не исключение. По замыслу организаторов,
цель ее - ответить на вопрос, а есть ли у кукол, произведенных, придуманных
и созданных в Петербурге, общие черты лица, выдающие единую расу, одну
народность. Решая эту задачу, организаторы постарались не упустить из
поля зрения ни одну из существующих "в природе" разновидностей
кукол. Отсюда - такое разнообразие: персонажи сказок и литературных
произведений, куклы-актеры известных театров, куклы-обереги, карнавальные
куклы, куклы-манекены в исторических, светских костюмах и военных мундирах,
куклы философские образы, авторские куклы…
Выяснить признак, по которому можно идентифицировать петербургскую куклу,
судя по всему, предстоит зрителю. И сделать это будет чрезвычайно трудно.
Как можно сравнить безликие манекены, созданные лишь для того, чтобы
продемонстрировать особенности этнических костюмов и профессиональных
актеров кукольных театров? Что общего можно найти, вглядываясь в лошадиные
глаза дракона, лешего и кабанчика или - в потухшие лица чопорных сувенирных
поделок "Потешного промысла"?
Смотреть выставку, не задавшись предварительно исследовательской целью,
- несколько бессмысленно. Куклы, размещенные по стеклянным витринам,
напоминают чучела из зоологического музея. При таком способе экспонирования
их лишили самой главной черты, того, что отличает куклу от скульптуры,
объекта, артефакта - их лишили жизни. Томиться в застенках этим творениям
рук человеческих придется долго - до 1 апреля.