Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

31.05.2002
Книги и литература

Об осознании собственной востребованности в момент зависания на месте
[Елена Невердовская]

В издательстве "Искусство-СПб" вышла книга Лидии Гинзбург (1902 - 1990) "Записные книжки. Воспоминания. Эссе". В это наиболее полное издание документальной и дневниковой прозы вошли "Записи 20-х - 30-х годов", "Записи 40-х", записи разных лет, никогда ранее не публиковавшиеся, воспоминания о Заболоцком, Тынянове, Ахматовой, Багрицком, эссе о Пастернаке, Мандельштаме, Николае Олейникове, "Четыре повествования" и наиболее известные из всего ею написанного "Записки блокадного человека". О правомерности объединения в одной книге теоретических работ и мемуарных и эссеистских произведений сама Лидия Гинзбург в предисловии к предыдущему подобному изданию писала: "Все это для меня разновидности прозы. В моих литературоведческих книгах последнего двадцатилетия (70-х - 80-х гг., - Е.Н.) тоже порой идет прямой разговор о проблемах жизни, о психике человека. Эссеистика иногда естественным образом переходила у меня в повествование, даже с условными вымышленными персонажами. Они нужны мне в качестве объекта анализа тех или иных фактов душевного опыта".
Хрестоматийные поэты и писатели 20-х и 30-х годов, филологи и литературоведы, работавшие в то время и в последствие признанные авторитетами советской науки, благодаря ее наблюдениям, фрагментам зафиксированных ею бесед, встреч, историям, рассказанным с обычно выпадающими из памяти бытовыми подробностями, воспринимаются не в том амплуа, которое выбрала для них история литературы. Лаконичность заметок, точность воспроизведения чужих слов, интонаций, действий - как результат, у читателя формируется образ литературной и повседневной жизни тех лет, он оказывается в атмосфере остроумия, любви к слову, преклонения перед мыслью.
Подслушавший высказывания гениев 80-летней давности понимает, что он сам живет во время, когда живое остроумие подменено стерильным интеллектуализмом, собственная мысль - информированностью. Ответ, на вопрос, как были утрачены эти способности, можно, при желании отыскать на страницах нового сборника - в "Записках 40-х годов". При желании - только потому, что читать описания жизни литературного и около литературного сообщества того периода крайне тяжело. Талантливые люди острого ума, живого слова не появляются на страницах этих заметок. Автор растрачивает собственный ум, писательский талант и время на описание процесса отоваривания карточек, очередей за селедкой, льготников и прикрепленных нахлебников. Все мелко и тупо. Записки Гинзбург - это постоянная тренировка ума и памяти, которые не востребованы временем и обществом, но необходимы самой писательнице. Необходимы потому, что она согласна с ответом Шкловского на вопрос "в чем счастье?": "В удачно найденной мысли". За неимением возможности писать о том, что ей было интересно, она анализирует механизмы поведения человека в "невозможных условиях" войны, блокады, послевоенного голода и разрухи.
В "Записках 60-х - 70-х годов" у Лидии Гинзбург появились новые герои - "студенты": создающие новое искусство молодые люди, которые искали в прошлом "патронов, чтобы на них опереться". И горькое, тоскливое осознание собственной востребованности в момент зависания на месте, даже обратного хода: "Старики учат молодых чувству современности…" Современность 80-летнего литературоведа была вызвана волной публикаций ранее запрещенных авторов ее молодости - Мандельштама, Пастернака, Олейникова, обэриутов. Она писала вступительные статьи к книгам, эссе для "толстых" журналов, исследования. Она не делала жестов, естественных для старости: "нельзя опускать руки, потому что в старости это жест чересчур естественный. …если хотим жить, мы должны быть очень бодрыми и гордыми".



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100