Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

31.07.2003
Актуальное искусство

Развели тут фауну…
[Максим Райскин]

Кристина Болинг "Ковчег"Скульптуры из молочного шоколада, кинетические объекты из птичьих перьев, кость мужского полового органа, изготовленная из серебра, фотографии мифического животного Шлампи, имеющего неземное происхождение, мебель с элементами animal дизайна, трофеи охотника за дикими велосипедами - все это и много чего другого можно увидеть на выставке "Фауномания", открытой до 9 августа в галерее "Борей".
"Фауномания" - международный художественный проект, стартовавший год тому назад в национальном Центре польской скульптуры в Оронско, поначалу назывался просто "Фауна", и не претендовал на то, чтобы быть чем то большим, чем обычная выставка. Это было несколько скучно, говорит куратор Еулалия Домановская. Впрочем, с тех пор многое изменилось - увлечение художников загадочным животным миром и впрямь приобрело маниакальный оттенок, и чтобы как-то зафиксировать эти изменения, пришлось даже трансформировать название. Сейчас проект существует в режиме in progress - состоялись выставки в Оронско и Щецине, на очереди после Петербурга Варшава, Гетеборг, Познань и Умеа. Состав участников непостоянный и варьируется в зависимости от национальных и таможенных особенностей, а также - от потребностей текущего момента.
Печатью временности отмечен не только список участников, но и большая часть работ, составляющих экспозицию. Так, на стены галереи при помощи специальной фототехники нанесен анималистический узор из аистов и уток, призванный способствовать "освобождению звериных ощущений" зрителей, и который, понятно, к следующей выставке будет закрашен. Та же судьба постигнет "Язык жуков-древоточцев" Яна Майланда, украшающий стену в большом зале и очень похожий на потеки после аварии теплосети. А гениальный в своей простоте "Ковчег" шведской художницы Кристины Болинг - силуэт женщины, выложенный на полу галереи из игрушечных фигурок животных - по окончании выставки будет раздарен детям из малообеспеченных семей и детских домов.

Три кита современного искусства

Как ни странно, при всем том, что выставка целиком и полностью посвящена фауне, и даже название имеет соответствующее, натурализм или фауноцентризм тут рядом не стояли. В центре внимания - человек и общество, а речь идет, главным образом, об экологии и феминизме - темах, заявивших о себе в девяностых, и остающихся актуальными в Европе по сей день. Тот же "Ковчег" составлен Болинг не абы как, но в полном соответствии с теорией акупунктуры, трансформированной под социальные реалии. Фигурки животных в антропоцентристской мозаике предельно функциональны: ноги женщины выложены из лошадей и зебр, живот из свиней, груди из коров и овец, вместо рта - жаба, а половые органы из ягуаров - символов власти, по мнению Болинг.
Из других "гендерных" работ выделяется шоколадная скульптура Агаты Збылют: женщина, присевшая на корточки, склонив голову смотрит на собаку напротив. Собака, в свою очередь, смотрит на женщину. Одни и те же позы, один и тот же интерес, одно и то же положение в обществе и общий материал - молочный шоколад.
Грегори Дрозд "Рай" Экологическая проблематика доминирует в медитативной инсталляции Грегори Дрозда "Рай" - четырех птичьих гнездах, сплетенных из травы, соединенных между собой такими же травяными лесенками; или в "вечном двигателе" Яцека Ягельского - булыжнике на толстенной веревке в центре одного из залов, через систему блоков и ниток приводящем в движение невесомые птичьи перья, закрепленные по стенам.
Третья ключевая тема - политика. Двенадцать звезд с серпом и молотом на флаге Европейского сообщества в первом зале (работа Рышарда Луговски) имеют свой антипод в последнем, где оловянные звезды мутировали в бабочки. Ответ - не в энтомологии, но в польском слэнге, в котором слово butterfly означает нечто предельно временное и недолговечное. Бабочки-звезды действительно продержались недолго, поскольку были расстреляны из духового ружья в ходе перформанса в день открытия выставки. Реванш меньшинства над большинством: во время июньского референдума, 30% поляков проголосовало против вступления Польши в Европейский союз.

Курица не птица, Польша - не заграница

Нельзя сказать, что вышеперечисленные темы совсем чужды русским художникам, однако пока в вопросах экологии, политики и феминизма они чувствуют себя слегка не в своей тарелке. Что, учитывая российские реалии, в общем, вполне понятно. Совсем другое дело мифотворчество или "ручная работа". Так, Ольга и Александр Флоренские выставили своего деревянного крокодила, которого можно было видеть на выставке "Таксидермия" в Мраморном дворце. Крокодил разевает пасть, питаясь не посетителями "Борея", но внутривенно - электрическим током. Другой русский участник Дмитрий Пиликин создал скромный памятник самому себе и своему путешествию из Германии в Россию на велосипеде, соорудив шаманские объекты из меха и деталей велосипеда, чем-то отдаленно напоминающие объекты Йозефа Бойса.
Русские произведения, разумеется, ничуть не менее зрелищны. В них есть все - они аттрактивны, хорошо сделаны, и потенциально даже могут быть объектом купли продажи. Нет только одного - социальной доминанты, определяющей все до одной работы западных участников. И до тех пор, пока эта составляющая не появится, современному русскому искусству не светит стать чем-то большим, чем просто вариантом "русского дизайна" или национальной мифологии, к которой сторонний зритель может испытывать лишь сугубо этнографический интерес.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100