31.08.2001
Артишок
Марк Шагал между политикой и искусством
Максим Райскин
В Нью-Йорке на прошлой неделе вновь вспыхнули нешуточные страсти вокруг
картины Марка Шагала, похищенной в июне из Еврейского Музея. Эскиз "Над
Витебском" был представлен в музее на персональной выставке художника,
которая продлится до октября нынешнего года. Пропажа была обнаружена
утром 8 июня после вечеринки, на которой присутствовало более 200 человек.
Картина невелика по размерам - всего 20 на 25 см - таким образом ее
легко было вынести под одеждой или в кейсе.
В середине июня, после того как расследование по горячим следам не увенчалось
успехом, музейщики объявили вознаграждение размером 25 тысяч долларов
за информацию о пропаже. Сама картина, предоставленная на выставку из
частной русской коллекции, оценивается в один миллион долларов.
Неудивительно, что после объявления суммы вознаграждения в ФБР, которое
занимается расследованием, и в музей в Верхнем Истсайде стали поступать
послания вполне определенного рода. Одно из них, как пишет "New
York Post", отправило агентов ФБР "пасти диких гусей"
в далекую Швейцарию. В открытке утверждалось, что картина находится
в подвале одного из особняков, ранее принадлежащих Герману Герингу,
бывшего любителем, как сейчас называют, "трофейного искусства".
Однако, усилия ФБР в Европе не дали ничего, кроме выхода, по предположениям
полиции, на автора - служительницу одной из Нью-Йоркских тюрем.
В другом письме указывалось, что кража могла быть совершена человеком,
прошедшим на вечеринку по поддельной журналистской карточке, но и разработка
этой версии ни к чему не привела: как сказали представители полиции,
это была всего лишь ложная тревога.
И, наконец, пожалуй, самая неординарная, а потому и интригующая, версия
была выдвинута в третьем письме, пришедшем от лица неизвестной доселе
группы активистов, называющих себя не иначе как "Международный
Комитет за Искусство и Мир". В послании говорилось, что картина
не будет возвращена до тех пор, пока не будет установлен мир на Ближнем
Востоке. Причем, как утверждает "Times", из текста не явствует,
на стороне израильтян или палестинцев находятся симпатии укравших. Авторы
извиняются перед сотрудниками музея за беспокойство, которое им причинили,
и успокаивают их тем, что картина будет в сохранности до тех пор, пока
не будут выполнены требования, изложенные в письме, после чего она будет
незамедлительно передана обратно в музей.
Сотрудники музея склонны расценивать письмо всерьез. Или, как сказала
Анна Шер, руководитель пресс-службы музея: "Мы были сильно потрясены
пропажей картины, и это письмо дало нам надежду, что картина в конечном
счете будет возвращена". Впрочем, надежда эта более чем призрачна:
нет ничего более ненадежного и невыполнимого чем мир на Ближнем Востоке.
Тем более абсурдно предполагать, что похищение картины может хоть как-то
ускорить его приближение. Тем не менее, по словам Анны Шер, музей не
имеет никаких планов быть вовлеченным в ближневосточный мирный процесс,
пусть даже таким неординарным образом.
Интересно, что в криминальной истории искусства, это не первое похищение,
связанное с политическими требованиями. Нечто подобное произошло в 1994
году, когда из Норвежской National Gallery был похищен "Крик"
Эварда Мунка. Тогда активисты норвежского движения за запрещение абортов
взяли вину на себя, поставив условием возвращения показ по национальному
телевидению фильма, излагающего их требования. Однако, как пишет "Independent",
сравнивая две истории - Шагала и Мунка, "по крайней мере, в том
случае, демонстрация фильма была реальным требованием, хотя противники
абортов не имели никакого отношения к похищенной картине, найденной
в конце концов полицией".
Впрочем, сотрудники полиции и ФБР, в отличие от кураторов Еврейского
музея, относятся к этому письму лишь как к шутке или к очередной ложной
тревоге. Соответственно, и не питают особых надежд на скорое возвращение
шедевра. Ведь эскиз "Над Витебском", лишь одна из двухсотпятидесяти
работ Шагала, находящихся в розыске, а всего в списках Art Loss Register
находятся 355 работ Пикассо, 270 - Миро, 175 - Дали, 125 - Рембранта,
115 - Ренуара, две Тернера и Тициана. Местонахождение их по сей день
неизвестно.