 В 
            Мраморном зале Мраморного дворца состоялась необыкновенно краткая 
            выставка Микалоюса Чюрлениса - в течение двух часов были показаны 
            два оригинала, принадлежащие Русскому музею Ковчег" (1909) и 
            "Прелюд" (1909), и три факсимильные копии, привезенные из 
            Вильнюса.
В 
            Мраморном зале Мраморного дворца состоялась необыкновенно краткая 
            выставка Микалоюса Чюрлениса - в течение двух часов были показаны 
            два оригинала, принадлежащие Русскому музею Ковчег" (1909) и 
            "Прелюд" (1909), и три факсимильные копии, привезенные из 
            Вильнюса.
            Собственно, на знакомство с картинами времени было дано еще меньше. 
            Большую часть драгоценных минут звучала фортепианная музыка Чюрлениса 
            в исполнении правнука художника Рокаса Зубоваса и его супруги Сонаты 
            Зубовене и произносились речи. О роли Петербурга в частной жизни: 
            сумрачный, холодный город свел с ума литовского сказочника, наивного 
            пантеиста, влюбленного в природу, мифотворца и визионера. О роли российской 
            столицы в творческой биографии художника: именно в Петербурге в 1912 
            году состоялась первая персональная выставка Чюрлениса благодаря заботам 
            "мирискусников" - Мстислава Добужинского, Александра Бенуа, 
            Сергея Маковского, именно здесь он был признан гением. Правда, слава 
            опоздала. Все почести достались Чюрленису посмертно - в декабре 1909 
            года художник впал в глубокую депрессию, его отвезли в душевную лечебницу 
            под Варшаву, где в 1911 году он скончался. Говорили о бедности Чюрлениса, 
            его скромности: художник не мог покупать стойкие краски - только акварель 
            или темперу, не мог позволить себе дорогую, качественную бумагу - 
            рисовал на плохой. Он спешил, хотел успеть, как можно больше выразить: 
            сделать доступной для чужого зрения реальность своего внутреннего 
            видения. Теперь дешевые краски выцветают, картон и бумага разрушаются. 
            Поэтому очень редко можно увидеть слишком призрачные, боящиеся ярких 
            лучей картины литовского художника. Один из представленных в Мраморном 
            зале оригиналов - "Прелюд" - ранее никогда не выставлялся. 
            В Русский музей картина попала в 1920 году из коллекции С. Коровина, 
            в 1923 была инвентаризована.  Последующие 
            80 лет ее никто не видел - "Прелюд" темнел, выцветал, разрушался. 
            Своим появлением на публике эта картина обязана работе реставраторов. 
            В прошлом году во время Дней Чюрлениса в Петербурге - когда в концертных 
            залах звучала его музыка, на доме, где он жил была установлена памятная 
            доска - было положено начало совместному проекту Русского музея и 
            Дома Чюрлениса в Вильнюсе. Литовские участники не только организовали 
            реставрацию "Прелюда" при участии российского специалиста 
            Натальи Матвеевой в Мастерских дома Чюрлениса, но и финансировали 
            проект. В результате картина вернулась в коллекцию обновленной и защищенной. 
            По словам реставратора, "Прелюд" просуществует спокойно 
            100 лет, а поможет сохраниться ему специальное стекло, не пропускающее 
            ультрафиолетовых лучей.
Последующие 
            80 лет ее никто не видел - "Прелюд" темнел, выцветал, разрушался. 
            Своим появлением на публике эта картина обязана работе реставраторов. 
            В прошлом году во время Дней Чюрлениса в Петербурге - когда в концертных 
            залах звучала его музыка, на доме, где он жил была установлена памятная 
            доска - было положено начало совместному проекту Русского музея и 
            Дома Чюрлениса в Вильнюсе. Литовские участники не только организовали 
            реставрацию "Прелюда" при участии российского специалиста 
            Натальи Матвеевой в Мастерских дома Чюрлениса, но и финансировали 
            проект. В результате картина вернулась в коллекцию обновленной и защищенной. 
            По словам реставратора, "Прелюд" просуществует спокойно 
            100 лет, а поможет сохраниться ему специальное стекло, не пропускающее 
            ультрафиолетовых лучей. 
            Часовая выставка закрылась, картины опять ушли в запасники. Чтобы 
            увидеть необыкновенную, музыкальную живопись Чюрлениса, его "Симфонию 
            моря" и "Симфонию леса", его "Сонаты и "Прелюды", 
            придется ехать в Каунас и посетить Национальный музей искусств. Но 
            в наши дни Каунас стал гораздо дальше, чем в советское время. Тогда 
            Прибалтика была единственно доступной Европой, а Чюрленис - одним 
            из разрешаемых и тиражируемых в СССР авангардистов. За последние двадцать 
            лет о художнике несколько забыли. Чтобы исправить и упростить знакомство, 
            в Литве специально на русском языке издали книгу "М. К. Чюрленис. 
            Время признания". На ее страницах - не только репродукции знаменитых 
            картин художника, но и статьи о его творчестве, воспоминания художников 
            Добужинского и Бенуа, поэта Вячеслава Иванова.