В
Мраморном зале Мраморного дворца состоялась необыкновенно краткая
выставка Микалоюса Чюрлениса - в течение двух часов были показаны
два оригинала, принадлежащие Русскому музею Ковчег" (1909) и
"Прелюд" (1909), и три факсимильные копии, привезенные из
Вильнюса.
Собственно, на знакомство с картинами времени было дано еще меньше.
Большую часть драгоценных минут звучала фортепианная музыка Чюрлениса
в исполнении правнука художника Рокаса Зубоваса и его супруги Сонаты
Зубовене и произносились речи. О роли Петербурга в частной жизни:
сумрачный, холодный город свел с ума литовского сказочника, наивного
пантеиста, влюбленного в природу, мифотворца и визионера. О роли российской
столицы в творческой биографии художника: именно в Петербурге в 1912
году состоялась первая персональная выставка Чюрлениса благодаря заботам
"мирискусников" - Мстислава Добужинского, Александра Бенуа,
Сергея Маковского, именно здесь он был признан гением. Правда, слава
опоздала. Все почести достались Чюрленису посмертно - в декабре 1909
года художник впал в глубокую депрессию, его отвезли в душевную лечебницу
под Варшаву, где в 1911 году он скончался. Говорили о бедности Чюрлениса,
его скромности: художник не мог покупать стойкие краски - только акварель
или темперу, не мог позволить себе дорогую, качественную бумагу -
рисовал на плохой. Он спешил, хотел успеть, как можно больше выразить:
сделать доступной для чужого зрения реальность своего внутреннего
видения. Теперь дешевые краски выцветают, картон и бумага разрушаются.
Поэтому очень редко можно увидеть слишком призрачные, боящиеся ярких
лучей картины литовского художника. Один из представленных в Мраморном
зале оригиналов - "Прелюд" - ранее никогда не выставлялся.
В Русский музей картина попала в 1920 году из коллекции С. Коровина,
в 1923 была инвентаризована. Последующие
80 лет ее никто не видел - "Прелюд" темнел, выцветал, разрушался.
Своим появлением на публике эта картина обязана работе реставраторов.
В прошлом году во время Дней Чюрлениса в Петербурге - когда в концертных
залах звучала его музыка, на доме, где он жил была установлена памятная
доска - было положено начало совместному проекту Русского музея и
Дома Чюрлениса в Вильнюсе. Литовские участники не только организовали
реставрацию "Прелюда" при участии российского специалиста
Натальи Матвеевой в Мастерских дома Чюрлениса, но и финансировали
проект. В результате картина вернулась в коллекцию обновленной и защищенной.
По словам реставратора, "Прелюд" просуществует спокойно
100 лет, а поможет сохраниться ему специальное стекло, не пропускающее
ультрафиолетовых лучей.
Часовая выставка закрылась, картины опять ушли в запасники. Чтобы
увидеть необыкновенную, музыкальную живопись Чюрлениса, его "Симфонию
моря" и "Симфонию леса", его "Сонаты и "Прелюды",
придется ехать в Каунас и посетить Национальный музей искусств. Но
в наши дни Каунас стал гораздо дальше, чем в советское время. Тогда
Прибалтика была единственно доступной Европой, а Чюрленис - одним
из разрешаемых и тиражируемых в СССР авангардистов. За последние двадцать
лет о художнике несколько забыли. Чтобы исправить и упростить знакомство,
в Литве специально на русском языке издали книгу "М. К. Чюрленис.
Время признания". На ее страницах - не только репродукции знаменитых
картин художника, но и статьи о его творчестве, воспоминания художников
Добужинского и Бенуа, поэта Вячеслава Иванова.