|
5.12.2000
Артишок
Фестиваль по венециански и петербужски гарнир
сложный
Максим Райскин
Велик и ужасен Петербургский Фотомарафон. 57 выставок, бесчисленное количество
фотографов, программа, растянувшаяся больше чем на месяц. Он уже третий
по счету. Эстафету предыдущих двух, проводимых на базе галереи "Арт-Коллегия"
продолжила "ФотоImage" с Пушкинской-10. В это событие, общегородское
по своим масштабам, включились также многочисленные музеи и галереи. Чуден
этот фестиваль в поздне-осеннюю погоду, хотя редкий марафонец добежит
до его конца.
У подобных гигантских шоу, являющихся необходимой составляющей культурной
жизни любого крупного мегаполиса, будь то Вена, Париж, Берлин, Нью-Йорк
или Москва, помимо индивидуальной специфики, есть ряд общих черт. Мегаломания
- первая особенность, подразумевающая, что человек, при всем своем желании
попасть на все события, проходящие в рамках фестиваля, не сможет этого
сделать просто физически. Несмотря на это, у посетителя все-таки складывается
общий рисунок всего действия благодаря, и в этом заключается вторая особенность,
десятке или двадцатке звездных имен, участвующих в них. В известном смысле,
эта вторая черта дополняет первую: она является как бы скелетом всего
шоу и по своему оправдывает амбиции организаторов. Увы, для петербургского
фотомарафона именно она оказалась несвойственной.
Первым принципом, которым руководствовались кураторы фестиваля Дмитрий
Пиликин, Андрей Чежин и Игорь Лебедев, была так называемая предельная
"демократичность" всего происходящего, которая означала приблизительно
следующее: от одного фотографа - к другому, от другого - к третьему, от
третьего - к четвертому и так далее. По мнению организаторов, это было
направлено на "размывание "поколенческих" и "групповых"
шор", цель, что и говорить, великая, но вряд ли подобный подход может
поспешествовать ее достижению. Апофеозом такого "демократизма"
или, если хотите, эклектики стала выставка под характерным названием "Межсезонье",
открывшаяся в новом помещении Музея Нонконформистского искусства в культурном
центре Пушкинская-10. Выставка, представлявшая собой нерасчлененный поток
фотоизображений, где каждый фотограф был представлен одной работой, очевидно,
должна была символизировать весь фотографический мир Петербурга. На деле
же, что-нибудь более невнятное сложно было и придумать.
Помимо того, что подобный концептуально-демократический подход сказался
на всем фестивале, он также не мог не отразиться и на отдельных выставках:
ведущие площадки города, такие как, например, галерея "Борей",
стали местом для удовлетворения юношеских мечтаний мало кому известных
авторов, в то время как достаточно давно зарекомендовавший себя на Питерской
художественной сцене Эдгар Калаев очутился почему-то в Музее связи им.
Попова на Почтамтской. Выставка "Ленинградский фото-рок" открылась
в галерее "Валенсия" на проспекте Бакунина, а "Вектор ветра"
Александра Филиппова в галерее "Арт-Коллегия". Могло, кстати,
быть и наоборот. Почему бы и нет? При таком раскладе оказывается не так
уж важно, какая это выставка хорошая или плохая - уже сам факт участия
в марафоне сводил все выставки до одного усредненного уровня.
Тем не менее, кое что все-таки было. Естественно, что в такой ситуации
для групповых выставок шансы как-то уцелеть были ничтожно малы: редким
исключением могут служить те из них, организаторы которых не разделяли
нивелирующих убеждений кураторов фотомарафона. Либо это были сугубо персональные
проекты, где происходящее зависело не столько от "злой воли куратора",
сколько от личной позиции автора. Подобными примерами могут служить "Мания
Игоря" Дмитрия Виленского и Ольги Егоровой, сделанная на основе случайно
найденного фотоархива 60-х годов, автор которого был одержим Великой идеей
о власти женщины. Или проект "Extra body" Дмитрия Шубина, внедрившего
в интерьеры жилых комнат репродукции фотографий известных западных фотохудожниц
(Синди Шерман, Нан Голдин, Джины Пейн и других), которые играли роль своего
рода символов, придающих смысл повседневности.
Помимо реальных выставок, ноу-хау фестиваля стала Интернет часть, размещенная
на сайте информ-агентства "Арт-Питер" (www.artpiter.spb.ru).
Здесь помимо регулярных рецензий на все проходящие выставки (несомненная
заслуга как куратора Дмитрия Пиликина, так и редактора "Арт-Питера"
Николая Кононихина), был создан специальный раздел виртуальных выставок,
проходящих в Калининграде, Нижнем Новгороде, но присоединившихся к программе
марафона, или существующих только в сети.
И самое последнее. Безденежье вещь, конечно, печальная, но и демагогия
не лучше. Фестиваль, по старинной петербургской традиции, практически
не имел спонсоров и стал возможен исключительно благодаря инициативе кураторов.
Честь им за это и хвала. В этом смысле вполне понятно отсутствие в программе
западных звезд, но ведь и трамплином в карьере местных фотографов Фотомарафон
не стал. О том, что у них купили какие-то работы, тоже говорить не приходится.
Получается замкнутый круг: организаторы утверждают, что их цель - привлечение
общественного внимания к современной фотографии, вроде бы делают все для
того, чтобы это внимание привлечь, а в итоге потенциальными зрителями-потребителями
оказывается все те же люди, которые и так на все выставки ходят. Остается,
как всегда, последняя надежда - 300-летие Петербурга, под которое организаторы
надеются получить поддержку. Ну получат и что тогда? Без расстановки приоритетов,
не предпринимая попыток стратегического выхода из сложившейся ситуации
... Можно до бесконечности раздувать щеки в преддверии очередного юбилея,
совсем другое - рассчитать силы и средства и научиться отстаивать свои
интересы, да и фотографов тоже.
|