|
5.10.2001
Артишок
Какой будет зима в Петербурге - долгосрочный
фотопрогноз
Максим Райскин
В эту субботу в Петербурге стартует традиционный "Осенний Фотомарафон"
- одно из самых грандиозных событий в художественной жизни города. Масштабность
его заключается, прежде всего, в количестве задействованных художественных
площадок и числе участников. Сам фестиваль проводится в Петербурге уже
в пятый раз: организатором и вдохновителем первых трех, проходивших на
базе галереи "Арт-коллегия", был Валерий Вальран, известный
петербургский художник и куратор.
Пока самым грандиозным как по своему размаху, так и по амбициям организаторов
был четвертый фотомарафон, организацию которого взяли на себя кураторы
из галереи "Фотоimage" с Пушкинской-10. Его программа состояла
из пятидесяти четырех выставок, охватила тридцать восемь выставочных площадок
и растянулась больше чем на месяц. Кроме того, полусотней выставок дело
не обошлось, и часть их была вывешена в Интернет: среди них были как проекты,
проходившие территориально в других городах (Калининграде, Нижнем Новгороде),
так и сугубо виртуальные выставки, существующие только в сети.
Организующим принципом четвертого фотомарафона, с легкой руки одного из
его кураторов Дмитрия Пиликина, был так называемый "предельный демократизм",
направленный на "размывание поколенческих и групповых шор".
Фактически это означало отсутствие какого-либо ценза при отборе фотографов
(принять участие мог практически любой желающий), что, естественно, не
могло не сказаться как на уровне отдельных выставок, так и всего фестиваля:
демократия на деле обернулась ничем иным как эклектикой и аморфностью,
а действительно интересные проекты растворились в серой массе малоинтересных
или попросту ученических.
Концепция нынешнего марафона обозначена кураторами метафорично и лапидарно
одновременно - с помощью прилагательного "первый". Как утверждают
организаторы фестиваля, "таким образом предлагается отметить уникальность
первого года нового ХХI века, присутствие при начале отсчета с "чистого
листа". Если следовать этой логике, то кураторы (если только они
не имеют в виду сделать концепцией последующих фестивалей "второй",
"третий" и "четвертый") готовы предложить зрителю
нечто совершенно новое и уникальное, именно поэтому костяк фестиваля составляют
одиннадцать выставок, в названии которых фигурирует вышеупомянутое прилагательное.
Но о ужас, просматривая пресс-релиз, я с удивлением для себя обнаружил,
что по большей части "первый" связывается либо с первой мировой
войной, либо с Петром Первым, либо 1901-ым годом, либо с ностальгией по
известному советскому празднику. Судить не берусь, названия зачастую ничего
не говорят о самих выставках, но уже сам факт подобной мемориальности,
мягко говоря, вступает в некоторое противоречие с заявленной концепцией.
Возможно, подумал я, речь здесь идет не о "художественном пафосе
предстояния перед будущим" (как гласит пресс-релиз), но "о самоиронии"?
Однако названия других выставок убедили меня в обратном. "Сто первый
оттенок серого" - таково название выставки, которая откроется в Центре
Книги и Графики на Литейном. Зная, что основное занятие кураторов "Фотоимиджа"
уже на протяжении нескольких лет сводится к тому, чтобы доказать всему
свету, что черно-белая фотография имеет петербургскую прописку, трудно
предположить здесь хотя бы малейшую иронию.
Исключения из этой мемориальности и навязчивого историзма все-таки встречаются.
Правда, в большинстве своем не вошедшие в так называемую "основную
обойму", начинающуюся со слова "первый". Интересными обещают
быть проект ярославского художника и скандалиста №1 Геннадия Ершова и
Сергея Калачева "Кто первый?" - оригинальные фотографии, авторство
которых может быть установлено только в судебном порядке, проект дагестанской
галереи "Лицо кавказской национальности" и гендерный проект
в галерее "Д-137". Кроме того, в галерее "Navicula Artis"
на Пушкинской откроется выставка Дмитрия Шубина "Петербург. Избранные
места" - путешествие по местам заказных убийств (на вернисаже обещается
раздача англоязычных наборов открыток, выполненных в жанре путеводителя"),
а в галерее "Борей" - проект одного из интереснейших "питерских
фотографов немецкого происхождения" Катарины Венцль "Срочное
фото".
Но это все пока, разумеется, в плане прогнозов, которые, как известно,
грешат неточностями. Ясно одно, ближайший месяц в галереях города можно
будет увидеть фотографию, фотографию и еще раз фотографию. Если же учесть,
что кураторы обещают плавное перетекание марафона в традиционный зимний
вернисаж в Манеже "Петербург 2001", то с определенностью можно
сказать лишь то, что конец осени - начало зимы в этом году выдадутся особенно
фотографическими.
|