Rambler's Top100

9.11.2001
Актуальное искусство

Срочнее не бывает
Максим Райскин


Катарина Венцль. Из серии "Срочное фото". 2001 г.

Есть такой жанр нехудожественной фотографии - "фото на документы". Снимки 3х4, отпечатанные по несколько штук на одном листе, призваны служить вполне утилитарным целям - опознания, свидетельства и идентификации. Портреты эти снимают на нейтральном белом фоне, при одинаковом освещении, и приблизительно с одного и того же расстояния. Точность, доведенная здесь практически до натурализма, имеет своей целью не дать ни одной черте ускользнуть от внимания наблюдающего. Фотоизображение здесь, став документом, обладает какой-либо ценностью лишь в соотнесении с той реальностью, тем физическим хабитусом, который оно призвано отразить.
Однако, документальность эта, составляющая одну из основных черт фотографии вообще, более чем двусмысленна. Не найдется, пожалуй, никого, кто не сталкивался бы с определенными сложностями при попытке, например, сняться на паспорт или другой документ. Казалось бы, чего проще - условия съемки определены дальше некуда, однако результат каждый раз зависит не от них, но от какого-то непонятного стечения обстоятельств: настроения "модели" или фотографа или погоды на улице. Можно даже не говорить про идентификацию по этим фотографиям: один мой знакомый в свое время умудрился проехать несколько стран по паспорту одного арабского дипломата - всего-то и сходства у них было, что оба, скажем так, "брюнеты" и приблизительно одного и того же возраста.
"Срочное фото" - так называется фотографический проект, выставленный сейчас в галерее "Борей". У входа в галерею помещена одноименная афиша-вывеска, призванная вводить в заблуждение прохожих, которые окончательно утрачивают чувство реальности при взгляде на нее и заглядывают в галерею в надежде по быстрому сняться на паспорт. Впрочем, иллюзии тут же рассеиваются: встречающая их с порога серия "Фото на документы" Андрея Чежина не оставляет никаких сомнений в том, что здесь все-таки выставка, а не студия "Полароид".
Фотографии Чежина, на которых с завидной методичностью отображен ряд исторических персонажей, утрируют донельзя эту самую хваленую документальность. Как иначе можно охарактеризовать фото на документы питекантропа и американского президента, поставленные в один ряд? Чежин доводит объективность до ее предела, за которым она перестает быть самой собой и становится лишь одним из возможных изобразительных средств, не имеющих никакого отношения ни к реальности как таковой, ни к ее фиксации и документированию.
Инсталляция Катарины Венцль, размещенная тут же "за черной шторкой", напротив, представляет собой не "концептуальное издевательство", но - документацию. Задернутая шторка сулит массу возможностей - она приглашает войти и преграждает, завлекает и отталкивает, а надпись "Срочное фото" на ней наделяет пространство по ту сторону всеми чертами сакральности. С таким же успехом на ней мог красоваться слоган "Познай себя", подразумевающий, что за завесой находится невидимый оракул, способный сказать всю правду о вошедшем. Однако-- внутри обнаруживается, что в кабинке никого нет, а на снимках вместо людей - места этого самого "срочного фото", индивидуальность которых сравнима разве что с индивидуальностью брандмауэров или дверей подъездов. Основные отличия обычно заключаются в разнице надписей на вывесках, не балующих особым разнообразием: от просто "Фото" - до "Фото на документы".
Нетрудно догадаться, что подобная тавтология вряд ли может служить адекватной заменой "рандеву с самим собой". Здесь вообще нет места для человека, о чем, собственно, и пишет Венцль в буклете к выставке, описывая свое посещение одного из пунктов "Срочного фото": "Сдерживая обуревающие меня эмоции, я открыла дверь мастерской и замерла. Некоторое время я не могла взять в толк, что случилось. Фотографа не было. Были фотографии. Их было много, и они покрывали всю стену. И вот до меня дошло, что же я, собственно, увидела, и я поняла, что я здесь уже не нужна. Что я тут просто уже не при чем".
Итак, если Чежин предлагает искать "осколки реальности" не в документальности как таковой, но в средствах, которые используются для ее преобразования, то Венцль уничтожает уже и сами эти средства, редуцируя их к надписи "Срочное фото". Будь этот тезис сформулирован не визуальными средствами, но словесно, он звучал бы так: "Здесь была Катарина Венцль". Никому доселе неизвестные уголки города оказались бы ничем иным как девственным, не тронутым человеком ландшафтом, а сама фотограф - культурным вандалом, не щадящим ни первозданную природу/реальность, ни артефакт: как уже говорилось, снимки Венцль предельно тавтологичны, сняты, что называется, "без задней мысли" и лишены претензий на какой-либо эстетизм. Таким образом, вряд ли кому придет в голову наслаждаться созерцанием этих бесконечных видов дверей и вывесок.
Впрочем, любоваться как снимками Чежина, так и снимками Венцль невозможно и по другой, более "общезначимой", причине: их произведения, как и произведения большинства современных художников, требуют от зрителя не длительного созерцания, но сверхбыстрого восприятия. Глянул, зафиксировал, прочитал подпись и все. И существуют они только в этот момент, а не до или после него. В момент, срочнее которого не бывает.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100