Rambler's Top100

Арт-проекты

Горькая жатва
Bittere Ernte

Германия, 1984/85, 105 мин., цвет.

"Горькая жатва", реж. Агнешка ХолландПольша. 1943. В чаще леса богатый польский крестьянин Леон находит обессилевшую женщину. Женщину зовут Роза. Она - еврейка, которая спасается от нацистов. Леон дает Розе убежище и оказывает необходимую помощь. Их вынужденное сосуществование кончается катастрофой, так как характеры женщины из буржуазной среды и простого крестьянина оказываются несовместимыми.

Номинация на премию "Оскар" в категории "Лучший иностранный фильм"

Режиссер: Агнешка Холланд
Автор сценария: Пауль Хенгге, Агнешка Холланд, по одноименному роману Хермана Х. Фильда и Станислава Мирженского
Монтаж: Барбара Кунце
Оператор: Йозеф Орт-Снеп
В ролях: Армин Мюллер-Шталь, Элизабет Триссенар, Войцек Пшоняк, Маргит Карстенсен, Курт Рааб
Производство: CCC Filmkunst, Admiral Film (Мюнхен), при сотрудничестве с ZDF (Майнц)

На долгие годы Артур Браунер дистанцировался от своей родины, Польши, после того, как польское правительство запретило в 1958 году фильм "Восьмой день недели" (Der achte Wochentag), созданный совместно с киностудией "Film Polski", закрыв тем самым ему путь на Каннский фестиваль; кроме того, Браунер упрекал режим в антисемитизме, настолько поднявшем голову в Польше в конце 60-х, что в обществе возникли погромные настроения. Продюсер открыто поддерживал режиссеров, операторов и актеров, конфликтовавших с режимом или выдворенных из страны. Так Александр Форд был ангажирован им на фильм "Вы свободны, доктор Корчак" (Sie sind frei, Dr. Korczak), 1973/1974, рассказывающий о польском враче Януше Корчаке, добровольно отправившемся за "своими" еврейскими детьми-сиротами в Аушвиц, не пожелав оставить их в беде; Анджей Вайда был 1983 году утвержден Браунером на должность режиссера фильма "Любовь в Германии" ( Eine Liebe in Deutschland ), а его сценарист и ассистент Агнешка Холланд стала режиссером фильма "Горький урожай" (Bittere Ernte). Холланд, снявшая также впоследствии для киностудии Браунера "ССС" фильм "Европа, Европа" (Europa, Europa), в 1981 году была лишена польского гражданства, потому что открыто выступала за движение профсоюзов "Солидарность". В интервью 1986-го года режиссер не согласилась с утверждением, что фильм "Горький урожай" как-то связан с тогдашней Польшей, однако, возможность демонстрации ее фильма в Польше также сочла нереальной -- отношение поляков к евреям, по ее словам, остается табу. "Но именно в этом иносказательном, саркастическом портрете ее земляков, представших в образе помещика Леона Вольного, подобострастного и беззастенчивого, благочестивого и лживого, и заключается подлинная привлекательность и актуальность фильма," -- отметил Михаэль Кец в "Франкфуртер Рундшау" от 9-го января 1986 года.
Два других созданных на киностудии Браунера за последние годы фильма посвящены той же самой теме, это Der Daunentrдger (1992), действие которого разыгрывается в варшавском гетто, и "Из ада в ад" (Von Hoelle zu Hoelle, 1997) , в котором пережившие Холокост становятся жертвами погрома в послевоенной Польше. В основу фильма положены реальные события, до сих пор не дающие покоя Браунеру, уроженцу города Лодзь.

Тексты (с) Goethe Institut
Фото (с) Deutsches Filmmuseum Frankfurt am Mein/Artur-Brauner-Archiv


Rambler's Top100 be number one