Rambler's Top100

Арт-проекты

Европа, Европа (Гитлерюгенде Саломон)
Europa, Europa (Hitlerjunge Salomon)

Германия/Франция, 1989/90, 113 мин., цвет.

"Европа, Европа" (Гитлерюгенде Саломон), реж. Агнешка ХолландСемья Перель бежит от нацистов в Польшу. Там преследователи все-таки настигают их. Четырнадцатилетнему Соломону удается добраться до Советского Союза, там он становится членом комсомольской организации, но в немецкой оккупации объявляет себя этническим немцем и воюет на стороне Германии. Его отправляют в нацистскую школу. Основой фильма является подлинная история Соломона, после войны эмигрировавшего в Палестину.

Премия "Золотой глобус" как лучший фильм на иностранном языке

Режиссер: Агнешка Холланд
Автор сценария: Агнешка Холланд, при сотрудничестве с Паулем Хенгге, по воспоминаниям Соломона Переля
Монтаж: Эва Смаль
Оператор: Яцек Петрыцкий
В ролях: Соломон Перель, Марко Хофшнайдер, Рене Хофшнайдер, Петр Козловский, Ханс Цишлер, Жюли Дельпи
Производство: CCC Filmkunst, Les Films du Losange (Париж), Bayerische Rundfunk (Мюнхен)

Ни один другой фильм Браунера не вызывал таких оживленных споров, как "Европа, Европа". А начались они с того, что соответствующая комиссия отказалась номинировать фильм на премию "Оскар" (за лучший иностранный фильм) от Германии, хотя под названием "Европа, Европа" он вполне доброжелательно был принят в США как публикой, так и критикой. Режиссер Агнешка Холланд, живущая теперь во Франции, интерпретировала этот отказ как доказательство высокомерия и ксенофобии, царящих во вновь объединенной Германии. Это высказывание послужило началом политической дискуссии, которая тесно переплелась с обсуждением качества фильма и с вопросом, насколько мелодраматичным, гротесковым, комичным, эротичным может быть фильм о Холокосте, насколько уместна иная историческая перспектива, в данном случае польская, где Сталин и Гитлер ставятся на одну ступень. Тот факт, что виновная сторона решила указать представителям стороны пострадавшей, как должны выглядеть политически и эстетически корректные фильмы, посвященные Холокосту, возмутил не только американскую, но и немецкую общественность. Когда в 1992 году "Европа, Европа" получил "Золотой Глобус" и нью-йоркские критики признали его вторым лучшим иностранным фильмом года, Артур Браунер, конечно, был рад успеху, и все-таки понимал, что его многолетний труд не снискал должной оценки.

Тексты (с) Goethe Institut
Фото (с) Deutsches Filmmuseum Frankfurt am Mein/Artur-Brauner-Archiv


Rambler's Top100 be number one