Лагерный
врач помогает группе заключенных бежать. Узники разных национальностей
укрываются в лесу, живут в землянке вместе с другими беженцами, которые
находятся там вот уже несколько месяцев. Лес постоянно прочесывают немецкие
патрули, что делает жизнь беженцев особенно страшной. Им удается взять
в плен немецкого солдата. Происходит суд, после которого беглецы отпускают
пленного, так как не могут доказать его личную вину.
Люди находятся на грани выживания вследствие голода. Их спасает отступление
вермахта из этой области.
C самого начала реализация проекта доставила Артуру Браунеру
немало трудностей: "Этот фильм (рабочее название "Безымянные")
должен был стать обращением к совести человечества. Но мне не дали такой
возможности. Союзники, которые, по моему тогдашнему убеждению, в этой
войне были на стороне униженных и оскорбленных, на стороне "маленького
человека" всех наций и рас, всегда расхлебывавшего кашу, которую
заварили сильные мира сего, так вот, эти союзники были заняты делами
поважнее", - писал Браунер в своих воспоминаниях.
Съемки проходили осенью и зимой 1947/48 гг. в Советской зоне, в основном,
под открытым небом, поскольку молодой продюсер не получил разрешения
на съемки в западных секторах. В результате фильм получился несколько
ущербным. В поиске форм выражения, которые соответствовали бы реальным
страданиям людей, преследуемых нацистами, режиссер Йорк и оператор Крин,
с одной стороны, ориентировались на эстетику немецкого немого кино и
для создания соответствующей атмосферы придавали огромное значение свету;
с другой стороны, при съемках массовых сцен, особенно в лагере посреди
леса, они отдавали предпочтение реалистическому кино, какого еще не
видели прежде в Германии: изголодавшиеся люди накидываются на полусырое
мясо, изможденные узники танцуют до беспамятства.
Фильм, премьера которого состоялась в 1948 году в Венеции, был безапелляционно
отвергнут немецкой публикой: "После того, как зрители выразили
свое недовольство свистом, улюлюканьем, после того, как они демонстративно
покидали зал во время показа, кинотеатры Ганновера были вынуждены снять
его с проката уже через два дня и заменить австрийской развлекательной
лентой. Фильм, описывающий жизнь узников концентрационного лагеря, стал
первым фильмом, отвергнутым ганноверцами. Кассы после сеанса пришлось
оцепить, так как люди требовали назад свои деньги." ("Абендпост",
Франкфурт, 29.08.1948).
Тексты (с)Goethe
Institut Фото (с) Deutsches Filmmuseum Frankfurt
am Mein/Artur-Brauner-Archiv