… до 1900 года
От ремесла к промышленному производству
Первая половина 19-го века - время промышленной революции, переворота,
в невиданных доселе масштабах изменившего все сферы жизни человека. Возрастает
самосознание буржуазии, противопоставляющей себя правящему слою - аристократии,
появляются многочисленные изобретения, которые уже с 17-го века постепенно
ведут к преобразованию структуры производства и общества. В 1783 году
Джеймс Уатт конструирует паровую машину, это означает, что появился независимый
от природных условий источник энергии, приводящей в движение станки и
механизмы. Это было первым решающим шагом к индустриализации. Начавшись
в первые десятилетия 19-го века в Англии, к 1850 году она охватывает все
крупнейшие государства Европы, отличавшиеся высоким уровнем благосостояния.
Перспективность промышленного производства в своей отрасли уже на раннем
этапе оценил мебельный мастер Михаэль Тонет. Примерно с 1836 года он проводит
последовательную рационализацию процесса производства мебели, а в 1856
году основывает первую мебельную фабрику. Не в последнюю очередь Тонет
добился успеха благодаря применению разработанной им техники изготовления
гнутой деревянной мебели - массивные деревянные прутья сгибаются, создаются
сложные трехмерные формы, и у же не приходится, как раньше, резать и пилить
дерево, что было устаревшим и дорогостоящим методом.
Тонет всю жизнь совершенствовал свое предприятие, которое благодаря экономичной
организации всех подразделений стало поистине образцовым. Для нарождавшейся
мебельной индустрии характерен переход от исполнения заказных работ к
производству изделий определенного ассортимента, а также то обстоятельство,
что большинство технологических операций теперь исполнялось необученными
фабричными рабочими, а не специально подготовленными ремесленниками, как
раньше.
На развитии мебельной индустрии отразился стремительный подъем металлообрабатывающей
отрасли, которая уже на первом этапе промышленной революции стала движителем
прогресса вообще. Благодаря своей устойчивости к погодным условиям особое
распространение получает садовая мебель из чугуна или кованого железа.
В мире академического искусства во второй половине 19-го века господствует
эклектика. Многие художники, скульпторы и архитекторы обращаются к историзму,
что было своеобразной ответной реакцией на колоссальный прогресс в развитии
техники и промышленности. Элементы исторических стилей комбинируются или
"цитируются" по усмотрению художников. В рамках этого направления,
историзма, можно выделить весьма заметную область - мебельную индустрию,
обеспечивавшую стремительно расширяющийся рынок богато декорированными
изделиями, которые обычно составлялись из предварительно выточенных деревянных
деталей.
В то же время движение Arts and Crafts, виднейшим представителем которого
был Уильям Моррис, рассматривает возврат к художественным ремеслам как
альтернативу безликим, лишенным индивидуальных черт промышленным товарам;
применяя традиционные приемы ремесла, художники этого направления создают
прекрасные произведения.
Эти две тенденции - применение современных средств дизайна, с одной стороны,
и их неприятие, с другой, ощущается и в искусстве стиля модерн. Творчество
таких художников, как Генри ван де Вельде, в архитектуре, графике и прикладном
искусстве вдохновлялось органично изогнутыми формами и линиями, мотивами
африканского и японского искусства, но в то же время и стальными конструкциями
тогдашних фабричных зданий и Эйфелевой башни.
Важнейшим образцом, к которому стремились эти направления искусства рубежа
веков, критически противопоставлявшие себя прогрессу, стало так называемое
целостное художественное произведение. Архитектура, живопись, скульптура
и прикладное искусство соединяются, образуя однородный интерьер и преодолевая
разъединенность человека и окружающей его безликой среды.
В отличие от Европы, в США отсутствовали столь богатые старые традиции,
противостоящие новаторству. Льюис Сулливен, в конце 19 века построивший
в Чикаго первые небоскребы, сформулировал принцип дизайна 20-го века:
"form follows function".
Текст(с)Музей дизайна "Витра"
Перевод на русский(с) Немецкий
культурный центр им.Гете
|