1900 - 1920
Первые дизайнеры
Если в Европе в начале 20-го века социальные проблемы привели к многочисленным
конфликтам между владельцами предприятий и наемными работниками, то в
США экономика развивалась беспрепятственно. В последней четверти 19-го
века здесь были изобретены устройства, оказавшие существенное влияние
на нашу жизнь в 20-и века: Томас Альва Эдисон изобрел электрическую лампочку,
проигрыватель для пластинок и кнопроектор, Грэхем Белл - телефон. У этих
изобретений нет исторических прообразов, формально и функционально они
были радикально новаторскими и появились исключительно на основании новых
возможностей и потребностей индустриального общества.
Понимание того, насколько огромна роль техники, приводит к тому, что после
периода экспериментирования в 19-м веке художники и дизайнеры начинают
поиск по преимуществу рациональных форм. Раньше мебель производилась по
анонимным эскизам фирм, теперь же все чаще проблемами рациональных решений
занимаются признанные мастера-художники. Профессия дизайнера как таковая
еще не существует, прославленные архитекторы Йозеф Хоффман, Густав Зигель,
Отто Вагнер, Коломан Мозер и Адольф Лоос создают эскизы мебели для массового
промышленного производства, прежде всего в Вене. Разделение проекта и
производства как двух принципиально различных стадий, на которых заняты
разные люди, сегодня многие считают моментом, когда родился дизайн.
По примеру У.Морриса Йозеф Хоффман и Коло Мозер в 1903 году организовали
Венские мастерские, их цель - добиться интенсивного взаимодействия художников
и ремесленников - исполнителей проектов. При этом рациональные, подверженные
влиянию индустрии формы во многом были сохранены. Изделия Венских мастерских
часто настолько явно подчинены геометрическим формам, что в них нередко
видели, по тогдашнему выражению, "диктатуру квадрата".
Еще одной причиной постепенного исчезновения традиционного орнамента в
декоре были стимулы, исходившие от неевропейских культур. Художники и
дизайнеры начинают отдавать предпочтение четким выразительным формам и
отходить от академических канонов.
Так, влияние дальневосточных мотивов проявляется в творчестве Шарля Рене
Макинтоша (стиль модерн) и столь выдающегося архитектора, каким был в
начале 20-го века Фрэнк Ллойд Райт. Вдохновлявшийся африканским искусством
кубизм, сфера которого, в сущности, ограничивалась изобразительным искусством,
в Праге применяется архитекторами и проектировщиками, и в результате возникает
интересный стилистический феномен - чешский кубизм. В 1910-1925 гг он
дал в архитектуре целый ряд новаторских объектов, которые были как бы
составленными из геометрических форм и кристаллических структур. Дискуссия,
развернувшаяся в 1914 году, весьма характерная в том, что касалось статуса
дизайна в начале 20-го века, позволила выработать различные позиции и
подходы к индустриальному дизайну. Генри ван де Вельде, руководителю Веймарской
Школы художественных ремесел, принадлежит мысль о том, что индустриальное
производство не должно вытеснить индивидуальность объектов, Герман Мутезиус,
основатель Немецкого союза заводов (1907г), напротив, ратовал за максимальную
стандартизацию.
Текст(с)Музей дизайна "Витра"
Перевод на русский(с) Немецкий
культурный центр им.Гете
|