1921 - 1930
Прорыв модернизма
Экономический подъем, начавшийся спустя несколько лет после окончания
Первой мировой войны, вызывает оптимистические настроения и общее оживление
в крупнейших городах Европы и Америки. Огромные офисные центры и магазины,
автомобили и трамвай доминируют в облике городов. Художники и интеллигенция
еще до войны создавали свои объединения и многочисленные авангардистские
группы, теперь же модернизм осуществляет решительный прорыв. В картинах
художников Василия Кандинского, П. Мондриана и Казимира Малевича выразились
принципы абстрактного искусства, которым в архитектуре и прикладном искусстве
соответствовало новое понимание пространства.
Возникшее в 1917 году движение De-Stijl, возглавляемое Тео ван Дусбургом,
участником которого стал также архитектор Геррит Ритвелд, соединило строгий
рационализм и одухотворенное, почти мистическое понимание искусства. Пространство
и плоскость в работах художников этого направления ограничены строго прямоугольной
композицией, из красок используются только чистый красный, желтый и синий.
Геррит Ритвелд воплотил эту концепцию весьма впечаляющим образом в своем
"Красно-синем стуле" (1918-1924), а также в архитектуре, например
в Доме Шредера (1924).
Одним из крупнейших центров художественного авангарда 20-х годов стал
Баухаус, основанный в 1919 году в Веймаре Вальтером Гропиусом.
Первоначально Баухаус находился под влиянием идей движения De Stijl, но
затем все больше ориентируется на практические задачи и их общественную
значимость. Архитекторы, мастера прикладного искусства, живописцы и скульпторы,
а также многочисленные приглашенные профессора работали здесь в тесном
сотрудничестве, благодаря чему были разработаны идеи, которые в значительной
мере сформировали современный дизайн. Во всех областях прикладного искусства
велся поиск возможностей сочетания лаконичной функциональной формы изделий
и потребностей людей в эпоху, характер которой определяют промышленность
и техника.
Важным шагом в данном направлении стал в 1925 году проект мебели для дома,
изготовленной из стальных трубок, предложенный Марселем Брейером, а также
первый стул нежесткой конструкции Людвига Миса ван дер Роэ.
Стальные трубки оказались идеальным материалом для массового производства
мебели, их строгий "гигиеничный" внешний вид соответствовал
идеям авангарда о мебели, отвечающей духу времени. Поэтому за короткое
время они стали излюбленным материалом дизайнеров и строителей.
Ле Корбюзье, Рене Хербст и Эйлин Грей во Франции были художниками, оказавшими
наибольшее влияние на дальнейшее развитие дизайна. Мебель из стальных
трубок у них отличается тем, что в ней часто используются мягкие подушки
или, как в работах Пьера Шаро, элементы стиля Арт-деко, в то время господствовавшего
во Франции.
В России, ставшей после Октябрьской ренволюции 1917 года первой страной
под властью коммунистов, появляется еще один центр авангарда. Группа московских
художников выдвигает требование радикально абстрактной и динамичной формы,
это направление получило название конструктивизма и супрематизма. Многие
его представители увидели в коммунизме возможность для воплощения своих
идей, связанных с индустриальным производством в коллективно организованном
обществе.
Текст(с)Музей дизайна "Витра"
Перевод на русский(с) Немецкий
культурный центр им.Гете
|