1931 - 1940
Авангард, стайлинг, репрессии
Уже в 1928 году биржевой крах положил конец экономическому подъему, начавшемуся
в 20-е годы; разразился мировой экономический кризис.
В Европе и США растет безработица, правительства не в состоянии преодолеть
последствия неограниченного развития капитализма. В России, Германии,
Италии и Испании экономический кризис стал субстратом для тоталитарных
режимов, которые, захватив власть, уже в скором времени подчиняют себе
и все области жизни государства, в том числе и художественную жизнь. В
Италии фашистский режим выступает как покровитель модернистской архитектуры
и дизайна. Движение футуристов, с их культом технического прогресса, фашизмом
также было поставлено себе на службу.
Намного грубее действовал германский национал-социализм после захвата
власти в 1933 году. Многие художественные новшества 20-х годов клеймились
как "вырождение" искусства. Баухаус в 1933 году был закрыт,
все видные преподаватели - Вальтер Гропиус, Марсель Брейер и Март Штам
были вынуждены эмигрировать. Пропагандировались скромность и единообразие
в быту, в то же время общественные здания строились с применением стилизованных
исторических форм, напыщенных и грандиозных, которым надлежало воплощать
всемогущество партии. В борьбе с последствиями экономического кризиса
в США принимаются активные меры для того, чтобы снова поставить на ноги
рухнувшую индустрию и сельское хозяйство. Государство делает крупные строительные
заказы, создает новые рабочие места. Дизайн теперь рассматривают как инструмент,
с помощью которого можно позитивно влиять на маркетинг и экономический
успех тех или иных разработок. С этой целью создаются первые дизайнерские
бюро, в которых разрабатывается промышленный дизайн с учетом важнейших
экономических и рыночных стратегий.
Поиск привлекательной стилистики содействовал распространению так называемых
обтекаемых форм. Первоначально они служили для улучшения аэродинамических
характеристик автотранспортных средств, кораблей и самолетов, но вскоре
такие формы стали преобладать и в дизайне простой бытовой техники. Динамический
и органичный дизайн обеспечивался, в частности, применением первых синтетических
материалов и новых технологий. Блестящие хромированные детали автомобилей,
технических устройств и мебели отражали техническое совершенство и комфортность
быта, не желавшего отставать от прогресса.
Мебель из стальных трубок, вначале пользовавшаяся спросом лишь у немногочисленных
любителей, стала товаром широкого потребления. После фундаментального
новаторства авангардистов 20-х годов эксперименты многих дизайнеров становятся
более глубокими, художники обращаются к массовому производству. Жан Пруве
в своих архитектурных проектах и мебельных эскизах использует элементы
современного самолетостроения, применяет новые материалы - алюминий и
плексиглаз. Изготовление раздвижной эргономичной мебели становится важной
отраслью индустрии.
Значительного прогресса в области преобразоваия древесины добился финский
дизайнер мебели и архитектор Алвар Аальто. Последовательный рационалист,
он разрабатывает мебель из слоистой древесины, поддающейся изгибанию,
ее органичные формы оказались столь же перспективными, как и деревянная
мебель, предложенная Джералдом Саммерсом.
Текст(с)Музей дизайна "Витра"
Перевод на русский(с) Немецкий
культурный центр им.Гете
|