1951 - 1960
Массовая продукция в период "экономического чуда".
В послевоенные годы жизнь в Европе проникнута стремлением к безопасности
и порядку. Не в последнюю очередь благодаря финансовой и материальной
помощи США экономика в пострадавших от войны странах возрождается стремительными
темпами. США задают тон и во всем, что касается передовых взглядов и моды.
Автомобили, холодильники, телевизоры, стиральные машины и радиолы доступны
населению, ими наполняются дома, они определяют характер досуга. В мирных
целях используются военные разработки в области синтетических материалов,
налаживается производство таких товаров, как нейлоновые чулки и пластмассовые
стулья в форме чаши. Полиэстер и полиамид хорошо окрашиваются, мало весят,
могут заменять другие материалы или служить их имитацией, а значит они
идеально подходят для промышленного производства дешевых потребительских
товаров. Быстро меняющиеся моды и разнообразное оформление товаров одноразового
употребления - неотъемлемые черты победоносного марша синтетики по всем
странам, но они же ставят перед дизайнерами новые требования.
В 1957 году в Италии организуется первый профессиональный союз промышленных
дизайнеров - Associazione per il Disegno Industriale (ADI). Ведущие дизайнеры
Акилле Кастильони, Марко Дзанузо, Этторе Соттсасс и Джио Понти создали
мировую славу итальянского дизайна, который стал воплощением творческого,
полного фантазии подхода к вопросу оформления изделий и товаров.
Наряду с проектами итальянцев все большее внимание привлекает к себе скандинавский
дизайн. Простую, добротную мебель таких дизайнеров, как Арне Якобсен и
Ханс Вегнер, отличает творческий подход к старым традициям стран Скандинавии
в том, что связано с обработкой дерева, эти проекты выгодно отличаются
от многих недолговечных эклектичных моделей 50-х годов.
В Германии в 1955 году в г.Ульме был основан Институт дизайна, давший
начало направлению, получившему название Ульмская школа. Оно продолжает
традиции строгого рационализма Баухауза. Совместно с фирмой Браун дизайнеры
разработали также концепцию так называемого корпоративного единства -
corporate identity ; оно создает единый стиль не только для всего спектра
изготовляемой продукции, но и для предприятия в целом, включая печатную
продукцию, оформление выставок и рекламных материалов.
Новаторский американский дизайн во многом определялся плодотворной конкуренцией
фирм Герман Миллер и Кнолл. Если Миллер сотрудничает с Чарлзом Эймсом
и Джорджем Нелсоном, то Кнолл использует проекты Ээро Сааринена и Гарри
Бертойя. Почти одновременно Эймс и Бертойя разрабатывают первые стулья
с сиденьями из плетеной проволоки.
Характерной чертой многих проектов в 50-е годы был контраст эргономичного
вогнутого сиденья и несущих конструкций, которые нередко производили впечатление
хрупкости. Такое соединение контрастирующих элементов отсылает к современному
искусству, аналогичные тенденции можно наблюдать в творчестве Хуана Миро,
Александра Кальдера и Жана Арпа.
Текст(с)Музей дизайна "Витра"
Перевод на русский(с) Немецкий
культурный центр им.Гете
|