Масштаб имеет значение
[Елена Герусова]
"КоммерсантЪ",
№63, 11.04.2003
В Новом выставочном зале Музея городской скульптуры открылась выставка
"Масштаб дизайна: 100 классических стульев" из музея дизайна
"Витра" немецкого города Вайль-на-Рейне.
Масштаб представленных стульев -- один к шести. Сто копий размером с ладонь.
Каждая установлена на отдельном белом подиуме в стеклянном боксе. Похоже
на какой-то сюрреалистический лес: по нему бродят старушки, поджимающие
губы при виде радикальных (в 1930-е годы) стульев Марселя Бройера и Геррита
Ритвельда и с чувством блаженной ностальгии замирающие у витрин с венскими
стульями Тоннета или у кресла-качалки Кона. Передовые домохозяйки с удивлением
узнают в моделях, придуманных еще в начале прошлого века Фрэнком Райтом
или Чарльзом Макинтошем или полвека спустя Ле Корбюзье, образцы, и сейчас
украшающие витрины мебельных салонов.
Младенец в розовом комбинезоне, путешествуя сквозь рощу крошечных стульев
на руках у родителей, особенно оживлялся у какого-нибудь шестиногого или
пухлого красного стула Гаэтано Пеше или у экстравагантных табуретов Филиппа
Старка. Он играл и развлекался. Потому что размер действительно имеет
значение. Ради бога, можно на этой выставке проследить "историю стула",
а то и удариться в какие-нибудь философские опыты. Но игрушечный масштаб
уравнивает все формы, сколь бы радикальными или консервативными они ни
были.
Создатели коллекции -- авторы идеи Александр фон Вегезак и Маттиас Криз
и исполнители Томас Швайкерт и Мирослав Мелески показывают стул начиная
с конца XIX века, то есть примерно с того момента, когда у стула появился
автор, не краснодеревщик, а дизайнер. Анонимные стулья на выставке можно
пересчитать по пальцам одной руки. В Петербург привезли сотню макетов,
то есть ровно половину сделанных с 1992 года. Кстати, здание музея дизайна
"Витра", где обычно эти крошки и стоят, построил Фрэнк Гери,
его стулья тоже есть на выставке. Они, как и стулья, скажем, Джаспера
Морриса, в качестве городской скульптуры украсили бы урбанистический пейзаж,
но при другом масштабе. Кстати, далеко не все из составивших коллекцию
стульев такие уж классические, некоторые из них скорее хрестоматийные,
но есть и восхитительные незнакомые, даже диковатые образцы, сверкнувшие
в истории дизайна и свалившиеся навсегда в какой-нибудь все сохраняющий
каталог.
Однако в итоге все это не так уж и важно, потому что счастливыми с выставки
уходят абсолютно все. И те, кто просто хотел бы поместить тот или иной
стульчик в свой кукольный домик. И те, кто со знанием дела изучал сопровождающие
выставку чертежи. Может, и правда все дело в масштабе?
|