Роль стула в истории мира
[Надежда Демкина]
"Невское
время", 16.04.2003
Раз стул, два стул, три, пять, двадцать семь, пятьдесят четыре стула...
Со счету вы не собьетесь - целый батальон стульев в количестве 100 штук
высадился десантом в новом выставочном зале музея, что у Александро-Невской
лавры. Это всего лишь десятая часть коллекции, которая создается с 1992
года при мебельной фабрике "Витра" в одноименном музее дизайна.
Не пугайтесь за выставочный зал - модели самых известных классических
стульев XX века выполнены в масштабе 1:6, поэтому музей не пострадал и
даже не напоминает склад мебели. Скорее нужно опасаться за сами модели:
они стоят на высоких тумбах под стеклянными колпаками, и места для прохода
между рядами не так уж много, так что посетители ходят церемонно, соблюдая
строгую очередность.
Так, наверное, выглядит рай для дизайнеров: все можно в подробностях рассмотреть,
от виндзорского стула (вторая половина XIX века) до стульев Филиппа Старка
(который продолжает творить сейчас). Все подписано, масса сопроводительной
информации, издан роскошный каталог. Но если бы кураторы этим и ограничились,
это была бы всего лишь выставка, интересная узкому кругу посвященных в
перипетии истории развития дизайнерской мысли. Это было бы наглядным пособием
к учебнику по истории дизайна, красивым макетом для занятий со студентами.
Однако не испугавшись пафоса, кураторы связали историю стула как предмета
дизайна с историей ни много ни мало - всего XX века. Девять стендов, развешанных
по стенам, рассказывают о девяти десятилетиях прошлого века и о том, как
дизайн мебели изменялся так же динамично, как сам быт, то есть - сама
жизнь. Робкие шаги в конце XIX века от производства ремесленного к промышленному,
модернизм, авангард, дизайн в период Второй мировой войны, экономический
прорыв в 50-е годы и массовое производство, общество потребления 60-х
и протест хиппи, наконец, дизайн как стиль жизни в 80-х. Эти тексты читаются
как увлекательный роман, который художник проиллюстрировал почему-то только
стульями всех видов и форм. Под каждым стендом - краткая хроника десятилетия:
революции, войны, смены правительств, культовые фильмы и роковые повороты
в дизайне.
Такая трактовка истории не выглядит натянутой, более того, чем дольше
рассматриваешь все под таким углом зрения, тем более убедительным кажется
открывающийся вид. Попробуйте заменить стул столом или шкафом - так просто
это не получится сделать. Стул более лаконичен, чем шкаф, более конструктивен
и требует большей технологичности решения. Стол без стульев - более бесполезный
предмет, чем стул без стола. Стул к тому же - отличительный знак европейской
цивилизации: не на подушках сидим, не на коврах, не на циновках, и вообще,
не на полу, а над полом, на стуле! Доклады и мастер-класс, которые проводятся
на выставке, призваны научно подтвердить эту парадоксальную на первый
взгляд роль стула в истории мира.
|