Как
в вашей жизни появилась фотография?
Лежу на диване. За окном 1956-57 год. На шкафу, на гвоздике висит запылившийся
аппарат "Смена 1" (фотоаппарат брата, а брат в армии). Почему-то
взял его в руки, затвором пощелкал, понравился звук пружинки (он был
такой "веселый"). Потом мы с приятелем, сбросившись по 2 рубля
(цены еще "хрущевские") купили на двоих пленку, сначала поснимали
друг друга, а потом пошли к Петропавловке подглядывать за загорающими
девушками. Затем был фотокружок в ДПШ Московского района и фотоучилище
на Тамбовской улице, после которого направили работать фотографом в
Горный институт. Ездил в экспедицию на Кольский полуостров и снимал
горные разработки. Зарплата небольшая, но с командировочными и "северными"
выходило достаточно для того, чтобы параллельно заниматься творчеством.
Принимал участие в выставках клуба "ВДК" и в другие места
ходил. Но смущали идеологические запреты, прежде всего, запрет на съемки
"городской наготы", непарадных задворков, которые мне были
более всего интересны. Пенсионеры-пионеры бдительно отслеживали "фотографа-очернителя".
Несколько раз "фотоэтюды" заканчивались в милиции, где пленку
засвечивали и делали "отеческое" наставление: "Для американской
Би-Би-Си снимаешь?!"
Насколько андеграунд был для вас осознанным выбором?
В 1968 году я вернулся, отслужив в армии и приятель потащил меня в кофейню
на Малую Садовую. Там по вечерам собиралась "демократическая"
шпана: художники, фарцовщики, "центровые", студенты, люди
уличного романа. Как-то появился весьма колоритный персонаж в сатиновых
штанах и прямо подошел к нашей компании. Это был Костя Кузьминский.
Нас никто не знакомил, но по глазам он сразу опознал "своих".
С помощью Кости круг знакомств расширился. Тогда мы уже понимали, что
существует два мира: "советский придворный" и "неподвластный
творческий". Этот круг не был большим, на весь город было около
двадцати точек - частных квартир (слово "салон" никогда не
нравилось, салон - это кокаин, курсистки, бледные лица, предчувствие
переворота, обглод), где можно было встретить интересных, живых творческих
людей. Например, у Кузьминского была удивительная библиотека, и он с
легкостью давал читать книги, в том числе редкие издания Хлебникова,
Крученых, Обериутов. В его квартире появлялись Горбовский, Эрль, Соснора,
Довлатов, Веня Ерофеев, Шемякин, Овчинников, Лен. Там же мы сделали
выставку "Под парашютом". Кстати, идею названия я предложил.
Хотелось во время выставки превратить квартиру в необычный выставочный
зал. Так и появился парашют, свисающий с потолка.
Успех был?
Еще какой. Вообще это был хеппенинг. Дверь открывала многострадальная
мама Кузьминского, сам он лежал на диване в центре, в бордовом халате,
приходили чекисты: чистое бритье, брилиатиновый пробор, кримпленовые
костюмы.
Литература началась тогда?
Нет, много раньше. Я начал писать чуть ли не с 14 лет. (Меня тогда раздражал
Чехов, Талант, но как-то все время сдерживающий и обрезающий себя).
Много писал в армии. Посылал опусы в Москву, в литконсультацию. Видимо
из-за этого перевели из Минского гарнизона в буддийские пустыни Монголии.
Спасибо большое!
Когда появился Борис Смелов?
С Борей я познакомился в 1968 году. Во время подготовки очередной выставки
клуба "ВДК" там появился очень сердитый молодой человек и,
не подходя к комиссии, стал в стороночке показывать свои снимки. То,
что он показывал, сильно отличалось от того, что делали другие. Там
был особый воздух романтизма 30-х и просто удивительная печать. Я потащил
его на Малую Садовую, а потом к Кузьминскиму на Бульвар Профсоюзов.
Именно тогда Кузьминский и придумал нам прозвища - "Гран"
Борис и "Пти" Борис. Кстати, любимым писателем Смелова был
Достоевский и в нем самом было много "достоевщины": обостренность
восприятия, взрывной темперамент, гипертрофированная гордость, социальная
пришибленность. Иногда он был просто непредсказуем.
Осознавалась ли тогда фотография "высоким" искусством в
среде художников?
Мы об этом не задумывались. Нам нравилось снимать и наслаждаться прогулками
по городу. Конечно, любая съемка требовала настроя - особого, "пьяноватого"
состояния полусна, который, позволял "выхватывать" кусочки
бытия. Большое значение имели книги - философская, богословская литература,
которые ставили вопросы, вырывающие сознание из повседневной рутины.
Именно тогда я осознал свою главную тему - успеть зафиксировать питерскую
городскую жизнь в ее "непричесанности". Остро почувствовал,
как меняется окружающий мир. Мгновения света, фактуры, персонажи, манера
поведения людей даже из ближайшего прошлого уже неповторима. Это осознание
создает у меня острое желание успеть поймать мгновения уходящего времени.
И эта погоня безостановочна. Чудо фотографии не только в ее игре с Хроносом.
Однажды мой собственный снимок сорокалетней давности свел меня с ума,
или как говорят в джакузи "дал по шарам". На фото - тетка
с девочкой, на заднем плане грядки. Лето 1961 года, я в белой рубашке,
босиком, только что с купания. На кухне дымится картошка, под полотенцем
ежевичный пирог. На второе - лещ, запеченый в тесте. Мирное небо. Хорошо.
Сладко. И вот это фото забрало меня в себя и я "улетел" на
2-3 минуты. Вернулся в кошмарном восхищении. Моя "комсомольская"
юность не одобряет мистику и спиритизм, но подобные "улетания"
со мной и моими коллегами случались не редко.
Кроме "уличных" и "квартирных" съемок фактур
жизни "застигнутой врасплох" вы делали и много постановочных
натюрмортов?
Я снимаю те вещи, которые меня окружают. Некоторые предметы переходят
из натюрморта в натюрморт в течение 25 лет. Натюрморт это изъятие части
жизни из времени, это разговор с миром через предметы и в то же время
разговор с самими предметами. Красота скрыта везде: в куске старой жести,
в облупленной стене. К этому приходишь после эстетских игр с "павловскими"
штофами и антиквариатом. Кстати, мы с Борей Смеловым сильно спорили
по поводу его натюрмортов. Я ему говорил: "Ты все стараешься воссоздать
серебро "малых голландцев" - ампирную эстетику для директора
бани. А ты сумей сделать композицию из обыденности, например, из трех
кирпичей".
Ваши фотографии я впервые увидел в 1982 году в самиздатовском питерском
журнале "Часы". Причем это были вклейки ручной печати. Как
это получилось?
Борис Останин предложил мне напечататься в журнале. Я сначала отказывался
(не был уверен, что достоин), но он выдвинул веский аргумент: "При
обыске пропадет все, а так что-то останется". Затем в журнале была
сделана фотопубликация. И это был действительно подвиг - авторские фото
для всего тиража были напечатаны "в ручную" (ни ксероксов,
ни компьютеров еще не было).
Как появилось совмещение фото и текстов?
Когда рассматриваешь напечатанные фото, то часто вспоминаешь обстоятельства
и сопутствующие события. Подпись под фото влияет на контекст восприятия.
Например: "Украли мочалку в бане", "Поругался с приятелем
N", "Уехал на юг", "Дворник оказался сукой",
"Долго били в ДНД за этот снимок". Такие подписи придают разную
эмоциональную окраску одному и тому же фото.
Откуда в ваших текстах такое количество разнообразных речевых фактур?
Я много встречаю текстов в ежедневной жизни: слышу их от людей в трамвае,
в офисах, в пивных, на улицах. Там много языка и темперамента. Запоминаю
или записываю. Мне нравится и мелодика звучания иностранных слов, хотя
иностранных языков я не знаю. Работа идет день и ночь, не отпускает.
Семья, деньги, все в сторону - главное ты и текст. Тема постоянно находится
в голове, ты просыпаешься, думаешь о профессии, о литературе и вокруг
тебя вихрь, который надо уложить в текст. Помню, как Кузьминский, которому
я показывал свои ранние тексты, определил главное направление технологии:
"Если отнять сюжет, то слово все равно должно продолжать работать".
В конечном счете, это выход к стихии языка, к "беспредметности",
которой занимались и в 20-30е годы. Форма и сила короткого рассказа
сравнима с поведением боксера на ринге. Первый же абзац должен бить
"на повал". Не уверен, что у меня получается, но двигаться
надо в эту сторону. Пока напечатал только две книжки короткой прозы,
пьесы и стихи, но в моем багаже есть и несколько романов. Не суечусь.
Я кайфовщик. Для меня главное процесс. В ноябре, когда все живое задремлет
над засолами и бужениной в подвале, и в сладком затишье будет предаваться
изюмным мечтаниям, я в деревне выхожу в темный ночной лес. На поляну
или опушку. С фонарем "Летучая мышь". С переносным столиком.
Усаживаюсь за него. Слышно как за спиной зевает кикимора, шуршит еж,
падают шишки. После "подготовки" выхожу в 11-ое измерение
и пишу или просто наслаждаюсь звуками. Под утро возвращаюсь, насыщенный
токами ночи.
Интервью с Дмитрием Пиликиным записано 12.09.2003
в "Борее" с 15.04 до 17.05 по местному времени.