Родился
в 1964 году в Финляндии. Получив балетное образование, в 1985 году поступил
в Финский национальный балет. Несмотря на успехи на поприще балетного
солиста, в 1992 году Сааринен, заинтересовавшись современным танцем,
оставил театр и отправился сначала в Катманду, где изучал непальский
традиционный танец, затем в Токио, где в школе Казуо Оно изучал танец
Буто, а также танец Кабуки в Школе Фуджима. Компанию "Toothpick"
("Зубочистка") основал в 1996 году, в 2002 году дал ей собственное
имя. Репертуар компании составляют работы самого Сааринена и хореографов,
которые ставили специально для него, - Йормы Уоттинена ("Соло",
1998), Каролин Карлсон ("Travelling", 1998) и "Человек
в комнате" (2000). Теро Сааринен также много работает как приглашенный
хореограф - в Батчева Данс Компани (Израиль), Лионской опере (Франция),
Финском Национальном балете. Среди наград Теро Сааринена - первый приз
на международном танцевальном конкурсе в Париже в разделе "современный
танец" (1988), Серебряная медаль за современную хореографию на
балетном конкурсе в Хельсинки (1991), награда Philip Morris Dance Flower
(1993), приз жюри за интерпретацию (Les Nuit de la Danse d'Istres, 1996).
Уникальная телесная отзывчивость, перфекционизм в отношении зрелищных
компонентов спектакля - света, звука, пространственного дизайна, хореографическая
эрудиция в сочетании с оригинальностью - все эти качества составили
Теро Сааринену репутацию хореографа, для которого полистилистика - не
формальный обмен стилистическими любезностями в границах одной постановки,
а органическая потребность и способ общения.
"Я думаю,
что мой стиль - это слияние трех традиций: балетной классики, Буто и
contemporary dance. В итоге получается мой собственный, "финско-японский"
стиль.
Танец Буто помогает исследовать человеческое тело. Он как бы препарирует
его, разрезает на части. Тело становится мятым, внешне некрасивым, но
это меня как раз и интересовало. Потому что балет предполагает, что
вы как бы взлетаете вверх. Это что-то воздушное. А я выбрал нечто прямо
противоположное - ты как бы опускаешься вниз и изучаешь все свои некрасивости.
Я думаю, мы, финны, больше других стремимся к визуальности. Свет, костюмы,
визуальные эффекты имеют большое значение. Но единого направления нет,
все хореографы очень разные. Впрочем, один аспект я могу выделить: все
финны немножко сумасшедшие. Еще мы очень тесно связаны с нашей природой.
А природа в Финляндии дикая. Вот и мы, финские хореографы, немножко
дикие. И драматичные. И это тоже характеристика нашей природы с ее резкими
контрастами в свете и температуре."
Теро
Сааринен. Мы, финны, все немножко сумасшедшие. Газета
23.05.2003
Tanz
театр