Rambler's Top100
 

Tanz театр

Ян Фабр

Ян Фабр, потомок знаменитого французского энтомолога, классификатора насекомых Жана Анри Фабра, родился в Антверпене в 1958 году, учился там в Муниципальном Институте Декоративных Искусств и Королевской Академии Изящных Искусств. Экстремальное творческое поведение - одна из отчетливых характеристик Фабра - художника, режиссера, драматурга, хореографа и сценографа. В семидесятых он рисовал собственной кровью и устраивал "денежные" представления, на которых сжигал деньги публики. Знаменитой стала акция "Русская рулетка", в ходе которой Фабр предложил шести критикам, представлявшим разные искусства, стрелять в него из револьвера. Акции Яна Фабра, природа которых всегда находилась где-то между арт- и театральной деятельностью, описаны в книгах по современному танцу и искусству.
В начале восьмидесятых он прославился постановкой собственных пьес "Сила театрального безумия" ("The power of theatrical madness") и "Это театр, каким он должен быть в ожидании и предвидении" ("It is theatre as it to be expected and foreseen"). Обе пьесы были приняты с восхищением и смущением. Шоковый эффект произвело то, что Фабр не следовал законам ни традиционного, ни того авангардного театра, который развивался по брехтовской модели. Его пьесы - экстраординарная коллекция миниатюр с открытым стилем творчества. Он порвал с кодексом существующего театра, представляя спектакли в реальном времени ("Реальное тело в реальном времени"), иногда называемые "живыми инсталляциями", а также исследовал радикальные хореографические возможности для обновления танца.
Объектом его исследований с ранних восьмидесятых, когда это тема не была "модной", и до сего дня остается тело во всех его ракурсах. В таких постановках, как "Звук одной хлопающей руки" ("The sound of one hand clapping", 1990, Франкфуртский балет); трилогия тела "Сладкие искушения" ("Sweet Temptations", 1991); "Мерцающие иконы"("Glowing Icons", 1996), - уважительно рассматриваются физические, духовные и эротические измерения тела. Известной стала постановка "Универсальные права" ("Universal Copyrights"), в которой своего фламандского коллегу, хореографа Вима Вандекейбуса, он заставил путешествовать по анатомическому Музею тела и рассуждать о пластической хирургии.
Последний этап его творческой деятельности - это великолепная коллекция театральных монологов, в основном для его музы актрисы Эльс Декекелир, в ряду которых находится и соло, "Мои движения одиноки, как бездомные псы".
Курс, которым он следует, Ян Фабр называет "движением одного человека", потому что он никогда не искал укрытия в каком-либо коллективном движении. Поклонник Леонардо да Винчи, Фабр создал уникальный, самодостаточный мир.

Я представляю только себя. В семидесятых Бельгия была пустыней. И вдруг появилось новое поколение. Анн Терез де Кирсмайкер начинала в Брюсселе, воспитав несколько человек. Я - в Антверпене. Вим Вандекейбус четыре года работал в моей труппе. Мы действительно подняли бельгийскую волну. Но объединять нас глупо. Со временем Вандекейбус стал настоящим хореографом, а я - его поклонником. И Анн серьезно занялась танцем, но она больше ориентируется на американский минимализм. Я же не стремился стать хореографом. Да и американское искусство не люблю. Я - художник. И я - фламандский европеец. Опираюсь на классическую традицию - на живопись Яна ван Эйка. В танец я влюблен как в средство. <…> Меня интересует плоть: кровь, пот, сперма, слезы. Поверхность представления отшлифована, но актрисы придают ей оттенок сексуальности, чувственности. Я работаю с актрисами, которых невозможно заменить.
<…>
Когда я показываю танцовщикам движения - а я показываю и в Нидерландской компании, и в балете Сан-Франциско, и во Франции, - они смеются надо мной, потому что я не танцовщик. Но меня не интересуют движения сами по себе. Не надо быть большим гением, чтобы изобретать их. Хореографов полно, и каждый может придумать кучу всего. Важнее, как танцовщик готовит, растит в себе то или иное движение. И второе: меня волнует даже не танец, а пространство, где его нет. Пустое пространство на сцене.

Ян Фабр.
Критики стреляли в меня, но промахнулись (фрагменты интервью).
Время новостей, октябрь, 1999.

Tanz театр


Rambler's Top100 be number one