Группа
аnoukvandijk dc, лидер которой танцовщица и хореограф Анук ван Дайк,
открывает нидерландскую программу на фестивале. Из всех современных
нидерландских хореографов именно Анук ван Дайк наиболее известна в России.
Чаще других своих соотечественников ван Дайк участвует в российских
фестивалях современного танца, активнее сотрудничает с нашими труппами
("Провинциальными танцами" Багановой, Екатеринбургским Центром
современного искусства Шульмана, впрочем, Екатеринбург в России такая
же Мекка современного танца, как Роттердам в Голландии).
Выпускница Роттердамской академии танца, одного из центров профессионального
обучения современному танцу, основанной в 1931 году, Анук ван Дайк начала
свою карьеру танцовщицы в 1985 году. На протяжении нескольких лет выступала
в составе разных танцевальных групп, как в Нидерландах, так и за их
пределами, среди них The New Dancegroup и The Rotterdam Dancegroup.
Она танцевала ведущие партии в работах патриарха модерн-танца Мерса
Каннингема и хореографов Дэвида Гордона, Марка Хайма, Жаклин Кнопс,
Бебе Миллер, Тира О'Коннора, Сузаки Такеуши и других.
Как хореограф дебютировала в The Rotterdam Dancegroup. Уже ее первая
работа "Edge stories" (1991) предъявила оригинальную лексику
и поиски в области собственной танцевальной техники. Но ее известность
как хореографа началась в 1994 году с премьерой балета "Hart, kwink,
moker" (1994) на фестивале CaDance. На протяжении следующих нескольких
лет Анук Ван Дайк - участник разных танцевальных проектов - от опытов
с мультимедиа технологиями до спектаклей для танцевальных компаний The
Rotterdam Dancegroup, Kristina de Chatel Company, еще десятка групп
с нескольких континентов, а также танцевальных и театральных школ.
В 1998 году Анук ван Дайк, к этому времени уже сформулировавшая основы
своей танцевальной техники, создала танцевальную компанию anoukvandijk
dc. Первой премьерой группы стала работа "Nothing Hurts",
с которой anoukvandijk dc выступала на престижном берлинском фестивале
"Театральные встречи".
Анук ван Дайк называет свой метод "контр-техникой", в ее основе
фиксированное внимание к каждому движению, его последовательности с
максимальным использованием всего потенциала распределения тела в пространстве.
Хореография ван Дайк импульсивна, но в каждое из движений, составляющих
партитуру спектакля, хореограф вкладывает смысл и чувства, иногда иронические.
Лексика Анук ван Дайк впитала принципы техники Александер, техники Хосе
Лимона, открытия модерн- и постмодерн танца. Сколько бы ван Дайка ни
говорила о технических задачах, которые решает как хореограф в каждой
работе, ее балеты имеют свою драматургию. Пользуясь названием одного
из спектаклей, это "простые истории" о человеке. Пространство,
в которое ван Дайк помещает своих героев, - пространство чувств, переживаний
и мыслей, которое подчас оказывается тупиковым.
"Мне всегда
было очень легко что-то объяснять людям. Как танцовщица, я всегда могла
легко помочь своим коллегам. К тому же я очень настойчива по натуре
и всегда хотела своим собственным способом заново открыть работу движущих
сил. Кроме того, я не нашла правильного соединения с техниками, с которыми
имела дело в то время. Я изучила массу различных техник, но ни одна
из них реально не подходила для моего тела.
Есть много
способов работать со своим телом. Вы можете провести все утро, работая
над дыханием, сосредоточением, мускульным тонусом или координацией между
всеми частями тела. В течение многих лет я медленно отбирала упражнения,
которые, как я считала, очень полезны для моего класса. В течение последних
пяти лет в первой части класса я провожу один и тот же набор упражнений,
который обеспечивает основу для дальнейшей работы. Сами упражнения достаточно
просты, так что вы имеете возможность сосредоточиться на различных включенных
элементах. Это дает свободу работы над элементами, которые вам необходимы,
дает возможность организовать себя. Во второй части класса комбинации
слегка дифференцируются - вы разогреваете различные "сегменты"
вашего организма. И, наконец, третья и последняя часть класса проходит
каждый раз по-разному, так чтобы танцовщик мог сосредоточиться на координации
и отборе комбинаций.
Мой класс основывается на различных соображениях о процессе. Прежде
всего, это ваше нахождение в пространстве в то время, когда вы двигаетесь.
Еще одна составляющая процесса - расширение пространства, в котором
вы двигаетесь, вокруг вас. Третья идея процесса - это то, что есть направления,
работающие на сопротивление, в пределах вашего тела. Мои классы основываются
на этих трех блоках. Вдобавок я использую разнообразие двигательных
форм.
Работа с противоположными
направлениями в вашем теле, которые я называю "counterdirections",
есть моя собственная система, которая родилась в результате соединения
знаний из самых различных областей. Она невероятно эффективна и не ограничивается
каким-либо специфическим стилем, но просто основана на кинетическом
принципе.
Моя "countertechnigue"
есть также целостный подход. На мой взгляд, техника, эмоциональный и
ментальный подходы внутренне связаны. Я исхожу из следующего тезиса:
энергия есть направление. На мои мысли о процессе огромное влияние оказал
научный принцип (техника Александера), что энергия распространяется
в двух противоположных направлениях. Подразумевается, что если энергия
выходит с одной стороны вашего тела, то она должна выходить и из другой;
если энергия выходит из одной руки, тогда она должна выходить и из другой;
если только одна рука поднята, энергия должна выходить из противоположного
плеча. Вы создаете баланс, т.е., грубо говоря, вы посылаете одно и то
же количество энергии в оба направления. Основная мысль этой концепции:
вы можете заставить энергию циркулировать таким образом, чтобы чувствовать
себя комфортно. Такой способ разогрева дает танцору чувство комфортности.
Вы освобождаетесь. Я очень рада, что открыла этот принцип, иначе я остановилась
бы как танцовщица много лет назад. Еще я думаю, очень важно, что я это
передаю. Этот принцип работает для меня, поэтому я надеюсь, что он также
будет работать и для других. Я не утверждаю, что моя система подходит
для каждого, но мой опыт говорит - в действительности она успешна почти
всегда."
Tanz
театр