Rambler's Top100
 

Tanz театр

Академия русского балета имени А.Я.Вагановой

4 мая 1738 года начала свое летоисчисление первая русская балетная профессиональная школа, ныне Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой. Школа была создана по инициативе французского балетмейстера и педагога Ж.Б.Ланде. Событие это стало знаменательным для всего русского балета, для всей национальной культуры. 12 девочек и столько же мальчиков стали обучаться иноземной поступи у иностранных мастеров: Ж.Б.Ланде, Ф.Хилфердинга, Дж.Канциани.
Уже в первых движениях юных танцоров ощущалась русская исполнительская манера, мягкость, певучесть, самобытность национального характера. Педагогом, определившим далее развитие балетной школы, стал Иван Иванович Вальберх, первый русский балетмейстер, воспитавший немало талантливых артистов, среди которых яркая танцовщица и драматическая актриса Евгения Колосова. Вальберх подготовил школу и труппу театра к приходу Шарля Дидло.
Дидло приехал в Петербург в 1801 году и стал полным хозяином петербургского балета. Он обратил главное внимание на школу и стал ее руководителем. Дидло преподавал в школе свыше 20 лет. Благодаря его деятельности балетное образование достигло высокого уровня. При Дидло сложилась система классического танца, в корне отличающаяся от прежней, близкой к системе бального, бытового танца. Педагог требовал от учеников не только совершенной техники, но и актерской выра-зительности.
В 1816 году школу окончила Авдотья Истомина, ученица Дидло. Виртуозность ее танца, грацию воспел Пушкин в "Евгении Онегине". Для Дидло, как впоследствии и для его соотечественника Петипа, Россия стала второй родиной, а русский балет на рубеже XVII-XIX веков уже во многом превосходил крупнейшие иноземные театры. Провозвестницей эры романтического балета явилась Мария Тальони, первая Сильфида, прилетевшая в Петербург в 1837 году. Балет "Сильфида" принес ей мировую славу. В 1841 году в Петербург приехал швед Христиан Иогансон, ученик А.Бурнонвиля, и остался здесь навсегда. Он работал в школе до конца своих дней, до 1903 года
Среди его учеников были П.Гердт, Н.Легат, М.Кшесинская, А.Павлова, Т.Карсавина, А.Ваганова. Большое влияние на русскую балетную школу оказало романтическое искусство французского танцовщика и балетмейстера Жюля Перро, который работал в Петербурге с 1848 по 1859 годы. Однако определяющее воздействие на развитие школы оказала балетмейстерская и педагогическая деятельность Мариуса Петипа, приехавшего в Петербург в 1847 году.
Вся вторая половина ХIХ столетия - это эпоха Петипа. Великий балетмейстер создал множество оригинальных спектаклей, сохранил и обогатил балеты своих предшественников. Работая вместе с Л.Ивановым, Петипа привлек к созданию балетов великих композиторов П.Чайковского и А.Глазунова. В результате этого творческого содружества была обретена симфоническая образность танца. Музыкальная драматургия в балетном спектакле стала совместным делом композитора и хореографа, которые объединились на пути симфонического танца.
Ведущим преподавателем школы второй половины XIX века был Христиан Иогансон. "Тем, кем был Иогансон в качестве преподавателя, Мариус Петипа был в качестве балетмейстера и постановщика", - писал позже Николай Легат.
После ухода Петипа ведущим педагогом и хранителем петербургских классических традиций стал Н.Легат, а в 1898 году окончил школу реформатор русского балета М.Фокин. Он преподавал в школе с 1904 по 1916 годы, но затем оставил педагогику. Реформы Фокина, выдвинувшего естественность движений как основу балетных образов, оказали свое влияние на деятельность училища, где он поставил несколько балетов, среди них знаменитую "Шопениану".
В 1899 году окончила школу Анна Павлова. Великая балерина познакомила с русским балетом весь мир. Творчество Т.Карсавиной также было тесно связано с деятельностью М.Фокина. Славу Павловой и Карсавиной по праву разделил В.Нижинский. С 1909 по 1914 годы продолжались в Париже "Русские сезоны", которые показали достижения русской культуры, возродили интерес к балету, оказали влияние на развитие балета во многих странах.
С 1921 года в школе начинает работать А.Я.Ваганова - великий педагог, первый профессор хореографии. Она воспитала несколько поколений выдающихся балерин. Исследователь и практик, она создала учебник "Основы классического танца", который переведен на многие языки. Развивая лучшие свойства русской танцевальной школы: кантиленность, гармоничность, выразительность, Ваганова сделала замечательные открытия в области координации движений, раскрепостила корпус, что обусловило неповторимость петербургской школы, ввела "новые руки" - красивые, сильные и энергичные, которые определили волевой характер танца.
Школа бережно хранила традиции классического танца, но в то же время активно откликалась на все новое. С 1920-х годов класс акробатической поддержки вел П.Гусев, а класс гротеска - О.Мунгалова. Яркой представительницей новой хореографической школы стала 16-летняя М.Семенова - живое воплощение вагановской системы, а ее выпускной спектакль явился подлинным триумфом Вагановой. В сложные 20-е годы, когда под сомнение ставилась нужность классического балета, Семенова своим искусством утверждала современность классической хореографии.
В 1928 году Ваганова дала искусству двух замечательных балерин - Г.Уланову и Т.Вечеслову. Будущая великая актриса Уланова сразу же поразила своей уникальной индивидуальностью. Выпуск 1931 года ознаменовался выходом на сцену виртуозной балерины Н.Дудинской.
Одним из основателей школы мужского классического танца был В.Пономарев - замечательный педагог, отдавший три десятилетия творчества школе. Слава Пономарева началась с выпуска Алексея Ермолаева (1925). В ту же пору окончили школу Р.Захаров, Л.Якобсон, характерный танцовщик С.Корень, вспыхнул талант В.Чабукиани, окончившего школу в 1929 году. В 1930 году из класса Пономарева вышел выдающийся артист К.Сергеев. Он танцевал весь классический репертуар в течение более чем 30 лет.
В блокадном Ленинграде также продолжались занятия. В январе1943 года был проведен первый военный набор детей в училище. В июне 1944 года училище вернулось на родную улицу Зодчего Росси. С 1 сентября 1944 года начался новый, 206-й учебный год. Во время эвакуации в училище было принято 60 детей из Перми. Когда пришла пора школе возвращаться домой, с этими детьми осталось несколько педагогов, чтобы продолжить занятия. Так в 1945 году родилось Пермское хореографическое училище - ленинградское детище. Возглавила его педагог Е.Гейденрейх.
Свой последний, 30-й выпуск Ваганова сделала в 1951 году. И.Колпакова завершает список прославленных учениц Агриппины Яковлевны. В 1957 году училищу было присвоено имя А.Я.Вагановой, а в 1961 году - звание академического. В течение 20 лет художественное руководство училищем осуществлял Н.Ивановский. Он был основоположником методики и преподавателем историко-бытового танца с 1925 по 1961 годы. Ему принадлежит книга "Бальный танец ХVI-ХIХ вв.".
Более 10 лет руководила училищем Ф.И.Балабина. Прирожденный дар и высокий профессионализм отличали ее творчество в школе. С 1963 года в школе начала преподавать Н.Дудинская, которую Ваганова считала своей преемницей, в 1951 году ей был передан класс усовершенствования балерин в Кировском театре. С 1973 года и до конца своей жизни (1992) школу возглавлял Кнстантин Михайлович Сергеев. Он был неизменным хранителем прекрасных классических традиций прошлого. Всем своим существом он являл истинно петербургский стиль педагога хореографа.
Во все времена старейшая балетная школа была самым тесным образом связана с творческой жизнью Мариинского театра. И сейчас сценическая практика воспитанников Академии разнообразна. Это и ежегодные отчетные концерты на сцене Мариинского театра, на школьной сцене, выпускные спектакли в конце учебного года и, конечно же, участие детей во многих спектаклях Мариинского театра, а также театра оперы и балета им. Мусоргского.
Выпускники Академии прославили русскую школу и за рубежом. Такие имена, как Дж.Баланчин, А.Данилова, Р.Нуреев, Н.Макарова, М.Барышников и многие другие, известны во всем мире.
В 1991 году школа получила статус Академии. Ее первым Президентом стал К.М.Сергеев. С августа 1992 по 1999 годы Академию возглавлял профессор И.Д.Бельский. С 1999 года художественное руководство Академии осуществляет прима-балерина Мариинского театра А.Асылмуратова. Ректор Академии - Л.Н.Надиров. Сегодня в Академии обучается свыше 400 человек, из них на исполнительском факультете - более 300, на педагогическом - около 100.


Tanz театр


Rambler's Top100 be number one