Tanz
театр
"Петрушка"
Хореография
- Теро Сааринен
Музыка - Игорь Стравинский
Аранжировка и запись музыки - Джеймс Крабб, Гейр Драугсволл
Свет - Микки Кунтту
Звук - Юкка Кавен
Сценография - Теро Сааринен, Микки Кунтту
Костюмы - Эрика Турунен
Петрушка - Тилман О'Доннелл
Балерина - Ану Систонен
Мавр - Хенрикки Хейккиля
Права на использование музыки по договоренности с Boosey and Hawkes
Music Publishers.
Особая благодарность - Национальному совету по танцу в Финляндии, Театральной
академии Финляндии.
Премьера состоялась 30 июня 2001 в Queen Elizabeth Hall, Лондон.
Сложность
характера Петрушки всегда интересовала меня. Бесконечное количество
противопоставлений в любовном треугольнике с одной стороны (манипуляция
и искренность, любовь и подозрение, управление и подчинение) и внутренняя
борьба за существование этих чувствительных индивидуалов с другой -
это точно то, что я хотел исследовать в своей собственной версии. Когда
я услышал аранжировку Джеймса Крабба и Гейра Драугсволла для двух классических
гармошек, я почувствовал, что их интерпретация достигла той самой интимности,
какой я хотел добиться в своей хореографии.
Теро Сааринен
Начиная с "Петрушки"
Михаила Фокина, балета, увидевшего свет в парижском театре Шатле в 1911
году, к партитуре Стравинского в двадцатом веке обращались многие выдающиеся
хореографы, такие, как Курт Йосс (1930), Морис Бежар (1977), Джон Ноймайер
(1982).
Теро Сааринену "Петрушка" достался дважды. Сначала он исполнил
роль Петрушки в балете Йормы Уоттинена в 1994 году на сцене Финского
Национального балета; затем - в собственной хореографической версии,
созданной в год, когда "Петрушке" исполнилось девяносто лет.
Его постановку критики назвали "увлекательнейшей премьерой сезона
2000/2001 года".
Во время представления на Адмиралтейской площади в Санкт-Петербурге
1830 года оживают куклы из кукольного театра - персонажи русской комедии
дель арте. Сцена оформлена в минималистском стиле, о традиционном кукольном
театре напоминают облаченные в черные рясы аккордеонисты: они исполняют
необычную аранжировку музыки Стравинского. Характеры протагонистов Балерины,
Арапа и Петрушки лишены привычной плакатной контрастности: никто из
них не является только хорошим, плохим или глупым. Сааринен цитирует
классический и джаз танец и постоянно балансирует, то подчеркивая типичную
марионеточную пластику кукол, то находя для них новые человеческие движения.
Трагедия здесь стремится к комедии, и все же Петрушка должен умереть…
Просто
услышать эту версию пьесы - экстраординарно… В хореографии мы находимся
в очаровывающей паузе между знакомым и странным, классическим и новым.
Юдит Макрелл. Гардиан, 2 июля 2001
Сааринен
- который очень трогает во вступительной части - создает аллюзии на
мотивы Фокина, его хореография, новая, изобретательная, остроумная.
Дэвид Доугилл. Санди Таймс, 8 июля 2001
Работа
не просто хорошая, она блестящая… музыка аранжирована для двух аккордеонов
гениально… великолепная работа танцоров дает этой истории новые цвета.
Йохан Шмидт. Франфутер Аллгемайне Цайтунг, 12 октября 2001