Первоначальное название "Архива" - "Лестница",
пожалуй, подходит больше, особенно если вспомнить фрейдовский сексуальный
подтекст. Людмила Белова предлагает проделать то, что мы делаем и без
того, поддаваясь вуайеристскому искушению, подгладывая - каждый сквозь
собственную призму - за сценами, возникающими вовне ежесекундно.
В галерее вдоль стен висит более 10 белых ящичков, напоминающих камеру
обскура, "на дне" ящичков застыли изображения лестничных площадок.
К каждой ведет дверной глазок, через который виден круглый, скукоженный
мир на "клеточном" уровне, лестничные клетки, заключенные
которых - звуки. К каждой камере прилагается плейер и своя звуковая
ситуация, чья иррациональность, невнятность превращает увиденное в сон.
Плач младенца, металлический скрежет дверных петель уносимого лифта,
невесть откуда взявшийся гомон ворон (хотя почему невесть - вон распахнута
дверь), тихий разговор, хотя нет, пожалуй, спор, и еще шаги, шорох которых
скользит мимо, не попадая в поле зрения: картинка неподвижна и нема.
Видишь-то только, что удается додумать. Один из плейеров не работает,
и, чтоб проверить его, Людмила Белова записывает гул вернисажа. Поражает,
что звуки ничем не отличаются от "лестничных" - точно такая
же звуковая хлясть, рябь: люди, что рядом, сразу сравниваются с теми
призраками, что ступают по лестнице в пустоте плоского изображения.
Есть еще дверь в натуральную величину, за которой назойливо вздрагивает
звонок. Поддаваясь провокации, льнешь к дверному глазку и видишь за
дверью... себя, с любопытством разглядывающую себя же, - таким образом
направлены видеокамеры, уличающие тебя в любопытстве. Дверной глазок
превращается как бы в глаз Циклопа, третий, но зеркальный глаз, ставший
предательским "черным ходом", ведущим, возвращающим к себе.
Иллюзия, что наблюдающий именно ты, разбивается вдребезги, но и наблюдение
за тобой теряет смысл: ведь объект в этом процессе исключен, если не
брать во внимание клеточки сознания, лестничные клеточки. Конфликт "наблюдающего
за наблюдающим" в переложении на "музыку" Людмилы Беловой
исчерпан. Хэппи энд.
Источник: "Деловой
Петербург", 28.06.2002
Ссылки по теме:
Двенадцать
сновидений и одно толкование [Елена Невердовская]