Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

01.07.2002
Актуальное искусство

Искусство подглядывает за подглядывающим
[Наталья Ульянова, "Деловой Петербург"]

Первоначальное название "Архива" - "Лестница", пожалуй, подходит больше, особенно если вспомнить фрейдовский сексуальный подтекст. Людмила Белова предлагает проделать то, что мы делаем и без того, поддаваясь вуайеристскому искушению, подгладывая - каждый сквозь собственную призму - за сценами, возникающими вовне ежесекундно.
В галерее вдоль стен висит более 10 белых ящичков, напоминающих камеру обскура, "на дне" ящичков застыли изображения лестничных площадок. К каждой ведет дверной глазок, через который виден круглый, скукоженный мир на "клеточном" уровне, лестничные клетки, заключенные которых - звуки. К каждой камере прилагается плейер и своя звуковая ситуация, чья иррациональность, невнятность превращает увиденное в сон. Плач младенца, металлический скрежет дверных петель уносимого лифта, невесть откуда взявшийся гомон ворон (хотя почему невесть - вон распахнута дверь), тихий разговор, хотя нет, пожалуй, спор, и еще шаги, шорох которых скользит мимо, не попадая в поле зрения: картинка неподвижна и нема. Видишь-то только, что удается додумать. Один из плейеров не работает, и, чтоб проверить его, Людмила Белова записывает гул вернисажа. Поражает, что звуки ничем не отличаются от "лестничных" - точно такая же звуковая хлясть, рябь: люди, что рядом, сразу сравниваются с теми призраками, что ступают по лестнице в пустоте плоского изображения.
Есть еще дверь в натуральную величину, за которой назойливо вздрагивает звонок. Поддаваясь провокации, льнешь к дверному глазку и видишь за дверью... себя, с любопытством разглядывающую себя же, - таким образом направлены видеокамеры, уличающие тебя в любопытстве. Дверной глазок превращается как бы в глаз Циклопа, третий, но зеркальный глаз, ставший предательским "черным ходом", ведущим, возвращающим к себе.
Иллюзия, что наблюдающий именно ты, разбивается вдребезги, но и наблюдение за тобой теряет смысл: ведь объект в этом процессе исключен, если не брать во внимание клеточки сознания, лестничные клеточки. Конфликт "наблюдающего за наблюдающим" в переложении на "музыку" Людмилы Беловой исчерпан. Хэппи энд.

Источник: "Деловой Петербург", 28.06.2002



Ссылки по теме:

Двенадцать сновидений и одно толкование [Елена Невердовская]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100